Ведическое время. Касты. Шильпашастра для мастеров - История архитектуры

История архитектуры
Перейти к контенту

Ведическое время. Касты. Шильпашастра для мастеров

Рабовладельческое общество > Юго-Восточная Азия
Деревенские поселения. Схематические планы, согласно «Шильпашастра»
Деревенские поселения. Схематические планы, согласно «Шильпашастра»
    Теперь перед нами на основании всех имеющихся в нашем распоряжении материалов раскрывается иная картина, отражающая образ жизни ведического времени. На протяжении многих столетий немощеные городские центры торговых колоний, подобные Мохенджо-Даро и Хараппа, а деревни, мало чем отличающиеся от современных по своим постройкам, возведенным из камыша, бамбука и глины, являются основными видами поселения.
    Главное богатство жителей ведической деревни составлял скот. Для скота устраивались загоны с оградой, чаще всего в виде бамбуковой загородки с вертикальными стойками и пронизанными сквозь их отверстия горизонтальными тягами. Ограда имела ворота с опускной решеткой. Название гопурам для ворот с надстройкой (го — корова, пур — город или укрепление) сохранилось и для ворот входа в храмовый комплекс на юге Индии до наших дней.
    О конструкции бамбуковой изгороди и ворот ведического времени дают нам представление возникшие позднее и ставшие традиционными каменные ограды буддийского ступы. С течением времени ограда стала символом защиты. Ограждаются поля, деревни, города, священные места. Очень часто деревянные дома и хозяйственные постройки сгруппировывались по периметру замкнутого или открытого с одной стороны двора.
Деревянные ворота, ограда, I в. до н. э. (реконструкция по каменным сооружениям в Санчи)
Деревянные ворота, ограда, I в. до н. э. (реконструкция по каменным сооружениям в Санчи)
Деревянные ворота, ограда, I в. до н. э. (реконструкция по каменным сооружениям в Санчи)
Деревянные ворота, ограда, I в. до н. э. (реконструкция по каменным сооружениям в Санчи)
    С развитием ремесла и торговли вырастают на торговых путях (в основном, речных) более крупные населенные пункты, которые становятся административными центрами развивающихся государственных рабовладельческих образований. Так возникли Таксила (современный Пакистан), Матхура (на северо-западе Индии), Раджагриха, Канаудж, Бхригукачха, Паталипутра, Уджайн, Праяга и другие города.
    Не установлено, с каких пор древнее индийское общество стало расслаиваться на варны (деление это впоследствии развилось в кастовую систему). Привилегированное место в обществе занимали представители двух высших сословий — жреческих родов и военной знати — брахманы и кшатрии. Земледельцы, торговцы и ремесленники составляли третью варну — вайшья, к низшей варне — шудрам, принадлежали слуги, сжигатели трупов и другие бесправные люди.
    Самой ранней из известных индийских религий была ведическая, связанная с культом природы (бог солнца — Шурья, бог огня — Агни и др.). С расслоением общества на классы и варны появилась довольно сложная религиозно-философская система в форме брахманизма, которая в общем сводилась к оправданию классового деления общества.
    Никаких культовых сооружений ведической и брахманской религий не сохранилось. Культовые обряды, по всей вероятности, совершались на открытом огороженном пространстве, жертвоприношения происходили на временно сооруженных деревянных алтарях. В «Махабхарате» упоминаются священные алтари и бассейны, священное дерево, которому поклонялись. Заупокойный культ не был распространён, покойников сжигали, в отдельных районах на юге Индии над останками покойников сооружались курганы.
    Результатом деления древнеиндийского общества на варны явилась своеобразная ремесленная организация строительного производства. Люди одной профессии объединялись в так называемые шрени (или нигама). Ремесло строителя, плотника, скульптора могло передаваться лишь по наследству. Подобная организация строительства, несомненно, способствовала непрестанному совершенствованию архитектуры. Она была пожизненной школой мастерства, с раннего детства усваивались ремесла, приобретались навыки под постоянным руководством старших мастеров.
    Накопленный опыт строителей принял форму «Шильпашастры». Это — единая система канонов и правил строительного дела и прикладного искусства, которая долгое время не фиксировалась письменно, а передавалась потомкам изустно. Молодые мастера заучивали правила наизусть в процессе работы, повторяя как молитву. При всех положительных качествах этой системы в результате механического усвоения правил она таила в себе опасность застоя.
    Строительные корпорации — шрени, как правило, часто передвигались по стране, а иногда, оседая на одном месте, посвящали созданию какого-либо объекта жизнь не одного, а нескольких поколений мастеров. Такая постановка дела способствовала распространению по всей стране одинаковых зданий, архитектурных и конструктивных форм и приемов.
    Тексты «Шильпашастра» были написаны в первых веках н. э. Они служили на протяжении многих столетий (в отдельных уголках Индии до наших дней) руководством для зодчих, живописцев, ваятелей, плотников и других мастеров. Имеются также специальные руководства по архитектуре «Вастушастра» или «Ваштувидия». Индийский ученый П. К. Ачария насчитывает более трехсот таких сохранившихся текстов. Наиболее известный трактат по архитектуре «Манасара», очевидно, составлен в XI в. на основании более ранних текстов.
    Ценные сведения по градостроительству содержит политико-экономический трактат «Аптхашастра». Богата архитектурными сведениями древнеиндийская художественная литература. Большую ценность представляют свидетельства китайских паломников Фа-Сяня и Сюань-Цзана, посетивших Индию в V и VII веках. Зодчий, как видно, занимал довольно почетное место в древнеиндийском обществе. Недаром легендарного зодчего Вишвакарму называют мастером тысячи видов искусств. Архитекторы чаще всего были выходцами из высшей касты.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому