Крит. Ранний дворец в Кноссе - История архитектуры

Поиск
Перейти к контенту

Главное меню:

Крит. Ранний дворец в Кноссе

Рабовладельческое общество > Эгейский мир
    Вскоре протодворец был заменен ранним дворцом. Это был огромный комплекс, наружные границы которого уже не расширились. Не изменился и фасад складов, которые выходили на западный двор. В этой части дворца на ряде сильно выступающих блоков стоит ряд мощных рельефных каменных плит — ортостатов. Они соединялись с ядром стены мощными деревянными связями.
    Полную противоположность замкнутому западному фасаду представляла южная сторона дворца. Посетители, прибывавшие с юга, переходили ручей по виадуку и приближались к дворцу по двухмаршевой лестнице, ограниченной снаружи колоннами. Задняя глухая стена была украшена живописью, а понизу каменными рельефами с розетками. После катастрофы, случившейся около середины II тысячелетия до н. э., лестница не восстанавливалась, зато возросло значение южного входа и входа со стороны западного двора, куда от виадука вела извилистая дорога. Еще позднее юго-западная пристройка, через которую тоже вступали во дворец, значительно сократилась в размерах: в позднем периоде значительную часть ее площади заняли жилые дома.
Дворец в Кноссе. Северный вход. Реставрация
Дворец в Кноссе. Северный вход. Реставрация
    На месте северного двора постепенно возникла театральная площадка из двух маршей. В отличие от Феста, где театральной площадкой служил западный двор с его ступенями, в Кноссе театральная площадка была изолирована; сюда вела особая мощеная дорожка. В углу между ступенями возвышался прямоугольный в плане массив, вероятно, для привилегированных зрителей. Площадка служила для театральных или ритуальных действий.
    Доступ к дворцу с севера шел через большой гипостильный зал, а затем поднимался к центральному двору узким проходом, по обеим сторонам которого вздымались высокие массивы. Часть возвышавшихся над ними колонн восстановлена, а на стенах позади колонн укреплены реставрированные расписные рельефы, изображающие ловлю быков.
Кносс. Дворец. Юго-западный ступенчатый портик, около 1600 г. до н. э. (реконструкция по Эвансу)
Кносс. Дворец. Юго-западный ступенчатый портик, около 1600 г. до н. э. (реконструкция по Эвансу)
Кносс. Дворец. Театральная площадка, начало II тысячелетия — XV в. до н. э.
Кносс. Дворец. Театральная площадка, начало II тысячелетия — XV в. до н. э.
Кносс. Дворец. Театральная площадка, начало II тысячелетия — XV в. до н. э.
Кносс. Дворец. Театральная площадка, начало II тысячелетия — XV в. до н. э.
    Западный фасад центрального двора полностью построен в последнем периоде (XV в. до н. э.), когда фасадная линия была выдвинута на 2,5 м, а двор соответственно сузился. Реконструкция дает представление о его своеобразной композиции: в нем сочетались колоннады различного масштаба. Огромная колонна поддерживала перекрытие над портиком, который вел в парадные залы верхних этажей. Южная часть западного корпуса была скрыта со стороны центрального двора колоннадой меньшего масштаба. Между ними находилось крохотное трехчастное святилище. Сходные святилища строились раньше, их изображения имеются на миниатюрной фреске храма и на резных камнях. Это святилище было так мало, что войти в него с трудом могло несколько человек, остальные должны были находиться во дворе.
Кносс. Дворец. Западная сторона центрального двора, XV в. до н. э. (реконструкция Н. Платона)
Кносс. Дворец. Западная сторона центрального двора, XV в. до н. э. (реконструкция Н. Платона)
Кносс. Дворец, начало II тысячелетия — XV в. до н. э.
Кносс. Дворец, начало II тысячелетия — XV в. до н. э.
Кносс. Дворец. Миниатюрная фреска с изображением храма, около 1600 г. до н. э.
Кносс. Дворец. Миниатюрная фреска с изображением храма, около 1600 г. до н. э.
    К северу от ступенчатого портика расположен «Тронный зал» с подсобными помещениями. Вероятно, зал имел культовое назначение, и каменный трон предназначался для главной жрицы. На стене позади трона симметрично по отношению к нему изображены на фоне пейзажа фантастические фигуры зверей. Такого рода композиция свойственна не критскому, а греческому искусству (дворец Пилоса). Возможно, что тронный зал был создан в XV в. до н. э., когда дворцом владели завоеватели из микенской Греции. К тронному залу примыкает заглубленный на несколько ступеней «очистительный бассейн». Сходные устройства обнаружены еще в двух местах. Описанные помещения размещались в нижнем этаже западного корпуса. Судя по найденным в них фрагментам богатой внутренней отделки, над корпусом существовал второй, а может быть, и третий этаж. Верхние этажи должны были заключать обширные парадные залы для приемов и пиров, что подтверждается расположением стен и столбов в первом этаже. Роспись стен в этих залах многократно менялась; в разное время сюда входили то росписи в стиле «дам в голубом», то миниатюрные фрески, дающие представление об обитателях дворца. На «фреске храма» и на «фреске пляски» изображена толпа; мужчины, как и в Египте, показаны загоревшими до-красна, а женщины — белокожими. Впечатление толпы передано многократным повторением одних и тех же фигурок.
Кносс. Дворец. Фреска с изображением юноши, несущего сосуд, около 1600 г. до н. э.
Кносс. Дворец. Фреска с изображением юноши, несущего сосуд, около 1600 г. до н. э.
Кносс. Дворец. Фрагмент дворика с колоннадой, XVI—XV вв. до н. э.
Кносс. Дворец. Фрагмент дворика с колоннадой, XVI—XV вв. до н. э.
Кносс. Дворец. Тронный зал, фрагмент главной лестницы, XVI—XV вв. до н. э.
Кносс. Дворец. Тронный зал, фрагмент главной лестницы, XVI—XV вв. до н. э.
    Ко второму, парадному этажу с западного двора вел еще один длинный торжественный путь. Войдя через одноколонный портал юго-западного входа, посетители проходили по длинному, сознательно усложненному «коридору процессий»; после двукратного поворота он подводил к внутренним южным пропилеям, а через них по широкой лестнице наверх — к приемным залам; сюда посетители должны были нести дары. На стенах коридора процессий росписи много раз менялись; наиболее поздними были фризы с крупными фигурами людей, несущих дары. Нижняя часть стены первоначально представляла собой цоколь из натурального камня. Но к тому времени, когда появились фигуры вроде «юноши, несущего сосуд», каменный цоколь заменило фресковое изображение камня.
    Южные пропилеи построены по схеме троянских. По обеим сторонам широкого проема, вероятно, высилось по две колонны. Пропилеи представляют собой один из интерьеров дворца. В раннее время понизу боковых стен в пропилеях проходил фриз из розеток.
Кносс. Дворец, начало II тысячелетия — XV в. до н. э. Конструкция стены с ортостатами и с деревянными связями
Кносс. Дворец, начало II тысячелетия — XV в. до н. э. Конструкция стены с ортостатами и с деревянными связями
    Восточная часть дворца значительно заглублена по сравнению с уровнем центрального двора. Здесь было сосредоточено множество помещений, естественных в условиях натурального хозяйства. В бесчисленных, часто полутемных помещениях изготовляли и хранили керамические изделия, камень для облицовки дворца; в огромных пифосах западных складов хранились запасы продовольствия. Над группой рабочих и складских помещений размещался восточный зал, выходивший на центральный двор.
Кносс. Дворец. Западные склады с пифосами, начало II тысячелетия — XV в. до н. э.
Кносс. Дворец. Западные склады с пифосами, начало II тысячелетия — XV в. до н. э.
 
??????.???????
???????@Mail.ru
Copyright 2016. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню