Урук, Телль-Укайр - История архитектуры

История архитектуры
Перейти к контенту

Урук, Телль-Укайр

Рабовладельческое общество > Двуречье и Месопотамия
Урук. Белый храм, конец IV тысячелетия до н. э. Общий вид руин
Урук. Белый храм, конец IV тысячелетия до н. э. Общий вид руин
    Храмами одного типа являются Белый храм в Уруке и храм в Телль-Укайре (конец IV тысячелетия до н. э.). Храм Телль-Укайра стоит на высокой четырехугольной платформе. Уступы расчленены нишами, декорированными разноцветной мозаикой, имитирующей узоры циновок. Алтарь храма, внутренние стены помещений и колонны входа были покрыты полихромной фресковой росписью с геометрическим узором и изображениями животных. Характерно повышение крыши над западной стеной храма; вероятно, здесь были окна.
    Дальнейшее развитие зиккурата прослеживается в Белом храме Урука и в Телль-Укайре (конец IV тысячелетия). Храм Телль-Укайра (современное название) со входами, по-видимому, только через боковые помещения, похож по плану на VI храм Эриду; он поднят на монументальную двухъярусную платформу, верхняя часть которой образует самостоятельный уступ, со своей особой лестницей.
    На поверхности обоих уступов гладкие выступы-лопатки чередовались с отступами-нишами, украшенными цветной мозаикой. Эта мозаика состоит из «шляпок» глиняных, но обожженных конусов («гвоздей»). Цветные шляпки воткнутых в сырцовые стены и столбы гвоздей образовывали вечную мозаику, воспроизводящую привычные тогда узоры циновок.
Телль-Укайр. Роспись алтаря, изображающая мозаичный декор, около 3000 г. до н. э.
Телль-Укайр. Роспись алтаря, изображающая мозаичный декор, около 3000 г. до н. э.
Урук. Белый храм, конец IV тысячелетия до н. э. План
Урук. Белый храм, конец IV тысячелетия до н. э. План
    Во внутренней росписи храма в Укайре изображены фигуры, как бы идущие по низу стен к алтарю. Алтарь же представляет собой миниатюрную копию самого храма; роспись алтаря изображает белые и желтые выступы, а на западающих филенках показан мозаичный узор; поверху проходит плоский фриз — точно так, как на платформе самого храма. Как в росписи алтаря, так и в самых мозаиках платформы сочетаются черный, красный, желтый и белый цвета.
    Храм в Укайре дает, таким образом, наглядное представление о декоративном убранстве монументальных зданий в конце IV тысячелетия до н.э. Хорошие фрагменты такого декора сохранились в Уруке. В сооружении, расположенном между двумя храмами, мозаикой покрыты как толстые круглые столбы на возвышении в глубине большого парадного двора, так и полустолбы по его сторонам. Можно думать, что это было общественное сооружение с двором для народных собраний и с возвышением для совета.
    В IV тысячелетии до н. э. стены жилых домов и храмов делались почти глухими, иногда со щелями для проветривания под самой крышей. Кладка монументальных зданий производилась из сырца; сырцовые кирпичи имели сначала квадратное сечение при относительно большой длине брусков, а позднее стали делаться более крупными и плоскими.
    Покрытие состояло обычно из бревенчатого наката и изтростникового настила, покрытых слоем утрамбованной глины; такое покрытие могло использоваться как открытая терраса. Встречалась и скатная крыша, а в Тепе-Гавра обнаружен сырцовый свод пролетом более 3 м. Это первая известная нам сводчатая постройка.
Изображение здания на цилиндрической печати из Урука, около 3000 г до н.э.
Изображение здания на цилиндрической печати из Урука, около 3000 г до н.э.
Урук. «Красное здание». Мозаичная облицовка, около 3000 г. до н. э.
Урук. «Красное здание». Мозаичная облицовка, около 3000 г. до н. э.
    К особой категории построек относится единственный дошедший до нас образец общественного сооружения — по-видимому, помещение для народных собраний — в Уруке (конец IV тысячелетия до н. э.). К стенам обширного замкнутого двора примыкали колонны и полуколонны. В их нижней части сохранилась трехцветная (красно-бело-черная) мозаика с преобладанием красного, отсюда условное название «Красное здание». Мозаика состояла из раскрашенных шляпок обожженных глиняных конусов, забитых в сырцовые стены. Узор имитировал связки тростников и тростниковое плетение. На одной из сторон двора находилась небольшая эстрада-платформа, на которую вели боковые лестницы.
    Мозаичные украшения мало характерны для более поздней архитектуры Двуречья. Возможно, что некоторые храмы были внутри расписаны. До нас дошел только один образец ранней стенной росписи храма в Телль-Укайре.
Программа тв на все каналы http://www.pimtv.ru/.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому