Армения. Храмы - История архитектуры

История архитектуры
Перейти к контенту

Армения. Храмы

Рабовладельческое общество > Закавказье > Армения
Армения. Гарни. Языческий храм, вторая половина I в. Общий вид с северо-запада
Армения. Гарни. Языческий храм, вторая половина I в. Общий вид с северо-запада
    Культовые сооружения Армении посвящались языческим божествам, получившим при Тигране II греческие имена. Храмы имелись во многих городах и поселениях, где их возводили или в виде отдельных зданий, или в виде больших комплексов. Среди последних наибольшей известностью пользовались храмы Аштишата и Багреванда. После принятия христианства на рубеже III—IV вв., почти все языческие храмы были разрушены. Судя по сведениям армянских историков Агатангеоса (Агафангела) и Зеноба Глака и по единственному сохранившемуся примеру — храму в Гарни (вторая половина I в.), языческие храмы были каменными прямоугольными зданиями.
    Храм в Гарни возведен из блоков чисто тесаного базальта. Камни, некоторые длиной более 4 м и весом до 5 т, уложены насухо и скреплены скобками и пиронами. По стилю храм, шестиколонный периптер, близок к аналогичным памятникам Малой Азии (Термес, Сагала, Пергам), Сирии (Баальбек) и Рима. Он выполнен в эллинистических архитектурных формах, но отличается местными особенностями деталей и декора.
Армения. Гарни. Языческий храм, вторая половина I в. План
Армения. Гарни. Языческий храм, вторая половина I в. План
Армения. Гарни. Языческий храм, вторая половина I в. Северный фасад
Армения. Гарни. Языческий храм, вторая половина I в. Северный фасад
    Храм стоял на высоком подиуме (площадью 11,82×16,02 м, не считая лестницы) с двухступенным основанием. На подиум вела широкая лестница с девятью высокими ступенями, заключенная между боковыми стенками, на торцах которых находились барельефы коленопреклоненных фигур с воздетыми руками; такой скульптурный мотив известен по памятникам восточно-римских провинций (например, Ниха в Сирии, II в. до н. э.). Перед прямоугольной целлой (5,14X7,29 м) перекрытой полуциркульным сводом, был неглубокий пронаос с антами и входом, украшенным богатым наличником. Малые размеры целлы свидетельствуют о том, что в ней находилась статуя божества, возможно, бога солнца — Митра, а культовое действие производилось в пронаосе.
Армения. Гарни. Языческий храм, I в. Фрагмент подиума с изображением атланта
Армения. Гарни. Языческий храм, I в. Фрагмент подиума с изображением атланта
    Базы колонн храма по своим формам близки к аттическим, стволы гладкие, ионические капители с сочно прорисованными волютами и иониками украшены лиственным орнаментом, различным во всех 24 колоннах. Богато орнаментированный антаблемент отличается значительным выносом верхней части архитрава и фриза. Подобный прием встречается также в памятниках Сирии (II в.) и Италии (IV в.). Гусек карниза украшен львиными головами и листьями аканта; фронтон гладкий. Потолки портика и обхода храма Гарни были украшены восьмиугольными и ромбовидными орнаментированными кессонами, аналогии которым имеются в памятниках Сирии. Высокое качество резьбы по базальту свидетельствует о первоклассной работе армянских мастеров, возводивших сооружения Армавира, Ервандашата, Гарнини и др. Их участие особенно видно в разработке деталей: разнообразии орнаментальных мотивов, наличии образцов местной флоры в орнаментике (цветы, листья ореха, виноград, гранат), манере исполнения и плоскостной резьбе.
Армения. Гарни. Языческий храм. Угол фронтона
Армения. Гарни. Языческий храм. Угол фронтона
Армения. Гарни. Языческий храм. Голова льва на карнизе
Армения. Гарни. Языческий храм. Голова льва на карнизе
    Описанные архитектурные особенности и богатство орнаментального убранства храма в Гарни свидетельствуют об его главенствующей роли в ансамбле дворцовой площади. Это подтверждается композицией храма, рассчитанной на контрастное сопоставление горизонтальных членений подиума с вертикалями колонн, четко обрисованными на фоне неба, а также изолированным расположением здания, создавшим возможность его восприятия с различных (дальних и близких) точек зрения.
    Архитектурные памятники рабовладельческого периода Армении свидетельствуют о высоком уровне развития зодчества. Благодаря культурным связям с эллинистическим миром, архитектура Армении получила новое направление своего развития, в процессе которого были созданы благоприятные условия для формирования замечательной архитектуры феодального периода.
Армения. Гарни. Языческий храм. Капитель промежуточной колонны
Армения. Гарни. Языческий храм. Капитель промежуточной колонны
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому