Эфиопия. Культовые сооружения - История архитектуры

Поиск
Перейти к контенту

Главное меню:

Эфиопия. Культовые сооружения

Рабовладельческое общество > Эфиопия
Дебра Дамо. Монастырская церковь
Дебра Дамо. Монастырская церковь
    В труднодоступных местах, на островах озера Тана и на скальных возвышенностях возникали монастыри.
    Монастырь Дебра Дамо лежит на одиноком обрывистом плато, куда можно подняться только по веревке. Благодаря этому и сохранился интереснейший памятник раннего средневековья — монастырская церковь. Постройка находится в западной части плато, по которому рассеяны кельи монахов, жилище настоятеля, школа и выбитые в скале цистерны.
Дебра Дамо. Монастырская церковь. Внутренняя стена нартекса
Дебра Дамо. Монастырская церковь. Внутренняя стена нартекса
    Конструкции церкви роднят архитектуру Дебра Дамо с древним зодчеством Аксума. Стены, сложенные беспорядочно из мелкого рваного камня на глине, укреплены через 50—60 см внутри и снаружи продольными деревянными связями, составляющими вместе с поперечными ригелями кладку-ростверк. Закругленные концы ригелей выступают примерно через полметра. Эта деталь получила в литературе образное название «обезьяньих голов». Коробки дверных и оконных проемов также образуют клетку с ригелями, дополняемую по оси стены более узкой рамой. Двери вращаются на шипах, укрепленных в гнездах порога или специального бруса позади порога. Части нехитрой конструкции — обвязка, снабженная простейшим орнаментом (насечкой и валиком), незатейливые козырьки с имитацией сухариков, выпуклые головки ригелей, напоминающие шляпки огромных гвоздей,— сообщают архитектуре пластичность и скульптурную выразительность. Углы здания сложены из тесаных плит, фундамент из дикого камня заложен на глубину около 1,5 м (вплоть до скального основания).
Дебра Дамо. Монастырская церковь. Поперечный разрез
Дебра Дамо. Монастырская церковь. Поперечный разрез
Дебра Дамо. Монастырская церковь. Продольный разрез
Дебра Дамо. Монастырская церковь. Продольный разрез
    Если мысленно отбросить пристроенные с востока и севера явно более поздние части, то мы получим здание с четким планом, где ясно читаются нартекс, трехнефный зал с двумя рядами квадратных в сечении каменных столбов и на востоке прямоугольное алтарное помещение с двумя приделами по сторонам. Принцип такой планировки с разбивкой алтарной части на три прямоугольные камеры тот же, что в христианских церквах сасанидского Ирана. Выделенная в западной части лестница вела на хоры, связанные с помещениями 2-го этажа над алтарной частью. Двойному парадному входу отвечает такая же дверь среднего нефа. По обеим сторонам входа на фасад выходили оконца с вырезанными из дерева парными арочками, разделенными импостом. Алтарное помещение открывается в зал деревянной, слегка подково-образной аркой. Каменные столбы зала несут деревянные архитравы и фриз, разделенный стойками и ригелями на квадратные кассеты с несложным орнаментом. Архитектура Аксума не знала конструктивных арок и сводов, но они имитировались из дерева; потолок среднего нефа, подшитый к деревянным стропилам, опирается на деревянные арки. Земляная кровля слегка наклонена на два ската.
Дебра Дамо. Монастырская церковь: резные филенки потолка
Дебра Дамо. Монастырская церковь: резные филенки потолка
Дебра Дамо. Монастырская церковь: резные филенки потолка
Дебра Дамо. Монастырская церковь: резные филенки потолка
Дебра Дамо. Монастырская церковь: резные филенки потолка
Дебра Дамо. Монастырская церковь: резные филенки потолка
Дебра Дамо. Монастырская церковь: резные филенки потолка
Дебра Дамо. Монастырская церковь: резные филенки потолка
    Композиция здания проста и ясна, детали целесообразны, архитектура в целом глубоко самобытна. Самое замечательное в церкви — деревянный потолок нартекса, разбитый на резные кассеты с геометрическим и растительным узором, изображениями зверей и птиц в геральдической трактовке. В рисунке и тематике резьбы заметны коптское влияние, связи с кругом античных и древневосточных (особенно сасанидских) представлений.
    Эти два памятника могут быть отнесены по стилистическим данным к VI—VII вв. Устная традиция связывает церковь Дебра Дамо с именем одного из последних аксумских царей — Калеба. В позднем Аксуме появились и скальные церкви, которыми впоследствии прославилась Лалибела. Тому же Калебу приписываются две церкви в районе Билбала. Две другие — Йекка Микаэль и Адад Мариам — находятся к югу от Аддис-Абебы.
Асмара. Старая церковь. Деревянная капитель пилястры
Асмара. Старая церковь. Деревянная капитель пилястры
    Имя Калеба упоминается также в связи с одной из руин Аксума. На западной окраине города видны остатки двух стоящих на платформе базиликальных святилищ, под которыми были укрыты склепы с саркофагами. Симметричный и величавый ансамбль составлял некогда лишь входную часть, как бы пропилеи, какого-то огромного комплекса. В народе эти руины известны под названием гробницы Калеба и Габра Маскаль.
Асмара. Старая церковь. Деталь южной стены
Асмара. Старая церковь. Деталь южной стены
    После Калеба начался упадок Аксума. Первый удар был нанесен сасанидом Хосровом, отторгнувшим южную Аравию. Губительными были распространение ислама и захват Египта и Судана арабами, вызвавшие изоляцию Аксума. Пути в Индию были перекрыты. Политическая и экономическая слабость государства вызвала его внутренний распад. Еще не ясны обстоятельства, при которых были разрушены дворцы и храмы Аксума, казалось бы, построенные на века. Но даже остатки некогда мощных и своеобразных сооружений заставляют преклоняться перед своеобразием мышления и мастерством аксумских зодчих.
 
??????.???????
???????@Mail.ru
Copyright 2016. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню