Иран. Гробницы Дукан-и-Дауд, Кызкапан и Курх-у-Кич - История архитектуры

Поиск
Перейти к контенту

Главное меню:

Иран. Гробницы Дукан-и-Дауд, Кызкапан и Курх-у-Кич

Рабовладельческое общество > Иран
    Наиболее монументальная из гробниц — Дукан-и-Дауд близ Сарпула (по дороге из Хамадана в Вавилонию) построена, по предположению И. М. Дьяконова, после 612 г. до н. э. для Астиага — последнего правителя Мидии. Высоко на искусственно сглаженной поверхности скалы вырублен глубокий портик; раньше он был с двумя колоннами, от которых сохранились только остатки баз и капителей. Обрамление портика имитирует деревянную обшивку из трех балок. Дверь в середине задней стены ведет в просторную камеру с одним погребением. На сглаженной поверхности скалы ниже портика изображена фигура человека в эламской одежде, но в иранском головном уборе и с пучком священных веток в руке — реквизитом иранского культа.
 Иран. Сарпул. Гробница Дукан-и-Дауд, конец VII — начало VI вв. до н. э. Общий вид
Иран. Сарпул. Гробница Дукан-и-Дауд, конец VII — начало VI вв. до н. э. Общий вид
    Кроме Дукан-и-Дауд найдены еще две поздние скальные мидийские гробницы, построенные на бывшей ассирийской территории после 612 г. в долине Шехризора у деревни Сурдаш, недалеко от г. Сулеймания — Кызкапан и Курх-у-Кич. Первая, как и Дукан-и-Дауд, царская, очевидно могила Киаксара. У нее глубокий портик, в котором колонны стоят не свободно, а только на 3/4 выступают из плоскости торцовой стены. Сзади портика находятся три маленькие камеры с погребениями (рис. 5). Потолок портика тщательно имитирует в резном камне деревянное перекрытие. По три круглых балки, расположенных под прямым углом к торцовой стене, «опираются» через небольшую подбалку на колонны, на них «уложен» в продольном направлении настил из более тонких балок. Овальный карниз завершает стены. По этим изображениям с документальной точностью восстанавливается характер перекрытий жилых домов. На стенах между капителями колонн высечены три рельефных диска с четырехкрылой фигурой, полумесяцем, фигурой женщины и сложной 16-конечной звездой. Кроме того, над дверью находится рельефное изображение двух мужчин, одетых в мидийские одежды и стоящих по бокам алтаря огня. По стилю и технике изображение перекликается с рельефом из гробницы Дукан-и-Дауд и, несомненно, относится к предахеменидскому периоду.
Сурдаш. Гробница Кызкапан, конец VII — начало VI вв. до н. э. Вход
Сурдаш. Гробница Кызкапан, конец VII — начало VI вв. до н. э. Вход
Сурдаш. Гробница Кызкапан, конец VII — начало VI вв. до н. э. Фасад
Сурдаш. Гробница Кызкапан, конец VII — начало VI вв. до н. э. Фасад
    В Курх-у-Кич колонны портика стоят свободно, но очень близко от стены. Очевидно, мастера постепенно отодвинули вглубь свободно стоящие у самого края портика колонны, так как они не выдерживали тяжести скал и разрушались, как, например, в Дукан-и-Дауд, а затем заменили их полуколоннами.
    Архитектура Мидии оказала существенное влияние на зодчество ахеменидского Ирана. Персы заимствовали мидийские градостроительные традиции, тип скальных гробниц, их технику строительства, планировку, а также оформление фасадов портиками.
Сурдаш. Гробница Кызкапан, конец VII — начало VI вв. до н. э. Деталь потолка
Сурдаш. Гробница Кызкапан, конец VII — начало VI вв. до н. э. Деталь потолка
Сурдаш. Гробница Кызкапан, конец VII — начало VI вв. до н. э. План
Сурдаш. Гробница Кызкапан, конец VII — начало VI вв. до н. э. План
 
??????.???????
???????@Mail.ru
Copyright 2016. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню