Эллинистический период 2. Храм Гатор в Дендере. Храм в Ком-Омбо - История архитектуры

История архитектуры
Перейти к контенту

Эллинистический период 2. Храм Гатор в Дендере. Храм в Ком-Омбо

Рабовладельческое общество > Древний Египет > Эллинистический период
Эллинистический период. Дендера. Храм Гатор. Фасад входного зала (реконструкция)
Эллинистический период. Дендера. Храм Гатор. Фасад входного зала (реконструкция)
Эллинистический период. Дендера. Храм Гатор. План
Эллинистический период. Дендера. Храм Гатор. План: 1 — входной зал; 2 — гипостильный зал; 3 — святилище
    Искусство эллинистического Египта характеризуется наличием первоклассных мастеров, сумевших по-новому применить старые формы. Одним из примеров этого может служить храм Гатор в Дендере (I в. до н. э.—I в. н э.).
    В основу храма Гатор, как явствует из строительной надписи, высеченной на стене храма, положен храм Хеопса.
    Хотя строительство храма велось очень долго, он остался незавершенным: двор и пилон не были построены. Входной зал храма имеет 24 колонны, увенчанные капителями с изображением головы Гатор. Гаторическая капитель ведет свое происхождение от архитектуры Среднего царства. От этого времени сохранились пилястры, увенчанные изображением женской головы с ушами коровы.
Эллинистический период. Дендера. Храм Гатор. Фрагмент потолка интерьера входного зала
Эллинистический период. Дендера. Храм Гатор. Фрагмент потолка интерьера входного зала
Эллинистический период. Дендера. Храм Гатор. Венчающий карниз фасада
Эллинистический период. Дендера. Храм Гатор. Венчающий карниз фасада
    В Новом царстве, в храме царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри, были применены колонны, на капителях которых с двух противоположных сторон была высечена голова Гатор. Гаторические капители в Дендере украшены головой Гатор с четырех сторон, что придает им законченный вид. Голову богини венчает музыкальный инструмент — систр; богиня Гатор считалась покровительницей музыки и игры на систре.
    Промежутки между колоннами до половины высоты забраны каменными плитами, украшенными рельефами, которые в отличие от рельефов Древнего Египта более объемны; фигуры людей и богов хорошо моделированы, пластичны, линии контуров — мягкие и плавные.
    К входному залу примыкает гипостильный зал, колонны которого украшены пальмовидными, лотосовидными и гаторическими капителями. За гипостильным залом размещаются святилище богини и молельни.
    Крыша храма была приспособлена для устройства на ней храмовых мистерий: сохранились остатки надстроек, для которых она служила платформой.
    Храм Гатор в Дендере — одно из самых замечательных сооружений эллинистического Египта, получившее широкую известность.
Эллинистический период. Дендера. Храм Гатор. Орнаментация ствола колонны входного зала
Эллинистический период. Дендера. Храм Гатор. Орнаментация ствола колонны входного зала
Эллинистический период. Ком-Омбо. План
Эллинистический период. Ком-Омбо. План: а — открытый двор; б — входной зал; в — гипостильный зал; г — святилище
    Важное место в архитектуре эллинистического Египта занимает храм в Ком-Омбо, строительство которого было осуществлено во II и I вв. до н. э. Его особенность заключается в совмещении в одном храме двух культов, в соответствии с чем храм разделен на две параллельные части: южная (правая) часть посвящена богу Собеку, священным животным которого считался крокодил, а северная (левая) — богу Гору. Каждому культу соответствует свое святилище, к которому ведет проход от двух входов, расположенных на главном портале храма. В результате вместо главного прохода, размещенного по центральной оси, храм имеет два параллельных прохода, расположенных по сторонам от нее.
Эллинистический период. Ком-Омбо. Общий вид
Эллинистический период. Ком-Омбо. Общий вид
Эллинистический период. Ком-Омбо. Входной зал
Эллинистический период. Ком-Омбо. Входной зал
Эллинистический период. Ком-Омбо. Рельефы на стенах
Эллинистический период. Ком-Омбо. Рельефы на стенах
    Пилон, сквозь который вели два входа во двор, очень слабо развит и почти не выделяется из внешней стены, окружающей весь храм. Аналогично храму Гора в Эдфу передний двор был окружен с трех сторон колоннадой, сохранившейся теперь лишь наполовину. Середину двора занимал алтарь.
    Высокий входной зал имеет три ряда колонн с богато украшенными капителями. Нижняя часть колонн забрана толстой стеной, покрытой рельефными изображениями. Как и другие помещения, входной зал имеет два входных портала; на оси фасада стоит колонна.
Эллинистический период. Ком-Омбо. Рельефы на стенах
Эллинистический период. Ком-Омбо. Рельефы на стенах
Эллинистический период. Ком-Омбо. Колонны двора
Эллинистический период. Ком-Омбо. Колонны двора
Эллинистический период. Ком-Омбо. Колонны гипостильного зала
Эллинистический период. Ком-Омбо. Колонны гипостильного зала
    Далее следует гипостильный зал с десятью колоннами внутри, по пяти в каждом поперечном ряду. Средние пролеты между колоннами, соответствующие каждому из входов, подобно тому, как это имело место в храмах с одним входом, шире крайних. За гипостильным залом следуют три неглубоких зала и, наконец, два стоящих рядом святилища, вокруг которых расположены небольшие помещения.
    Основная часть храма окружена внутренним обходом и стеной, за которой следует еще один внешний обход с новой стеной. Количество и значение внешних стен, окружающих храм, возросло здесь по сравнению с храмом в Эдфу.
    Капители храма в Ком-Омбо отличаются большим разнообразием; в них заметны черты эллинистической архитектуры.
Эллинистический период. Ком-Омбо. Деталь портала
Эллинистический период. Ком-Омбо. Деталь портала
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому