Стамбхи. Храм огня Сурх Котал - История архитектуры

История архитектуры
Перейти к контенту

Стамбхи. Храм огня Сурх Котал

Рабовладельческое общество > Афганистан
    Долина Бамиана изобилует другими остатками построек начала нашей эры и более поздними. На правом берегу р. Какрак находится скальный буддийский монастырь, защищенный вдоль подножья горы цепью сырцовых башен; среди его сооружений выделяется ниша со статуей будды высотой 6,5 м. В долине сохранились остатки раннесредневековых городов и укреплений.
    Скальные монастыри, кроме Бамиана, сохранились в долине р. Хульм, по соседству с уже упомянутой каменной ступой; ниши с росписью известны и в верховьях реки — эта группа памятников объединяется под названием Духтари Нуширван. Росписи Духтари Нуширван изображали архитектурные элементы фасада в духе ахеменидских скальных усыпальниц Накш-и-Рустем и приписываются Сасанидам.
    К кругу культовых буддийских памятников следует причислить еще один вид сооружений — мемориальные столбы «стамбхи». Такие колонны высятся среди руин древнего Кабула; они называются Сурх и Минар Чакри (последняя достигает в высоту 20 м).
Буддийская колонна Минар Чакри близ Кабула
Буддийская колонна Минар Чакри близ Кабула
    Святилища иных культов мало известны на территории Афганистана. Первым и единственным открытым здесь храмом огня является постройка на холме Сурх Котал в 15 км от Пули Хумри в северном Афганистане. Раскопки выявили здание храма, обнесенное с трех сторон оградой с пристройками. Местоположение храма выбрано как нельзя более удачно — он господствовал над прилежащей равниной и был виден издалека. К храму ведет лестница высотой до 75 м, разбитая на несколько маршей.
    Здание храма на стилобате было со всех сторон окружено портиком — периптером; его главный фасад обращен к востоку. Квадратное святилище с трех сторон обведено коридором, имеющим два самостоятельных входа. Сырцовые стены необычно толсты (более 3 м). Балочное покрытие опиралось в зале на четыре каменные колонны, от которых остались лишь базы. Среди зала поднимается мощеная обожженным кирпичом платформа, где стоял жертвенник; на платформу ведет с тыльной ее стороны ступенька.
    В стенах двора размещались ниши с раскрашенной скульптурой (от нее уцелели лишь небольшие фрагменты), а вдоль стен шел портик. С внешней южной стороны к ограде примыкает небольшое святилище-капелла с сырцовым алтарем посередине. Стенки алтаря украшены глиняным барельефом, изображающим птиц, и пилястрами коринфского типа. Храм датируется временем Канишки (II в.); найденная близ центрального здания каменная статуя изображала, видимо, этого правителя — отсюда предположение, что здесь исповедывался не просто зороастризм, но культ, связанный с почитанием и обожествлением «царя царей» Канишки.
Храм Сурх-Котал, II в. План святилища
Храм Сурх-Котал, II в. План святилища
Храм Сурх-Котал, II в. Капитель, найденная близ Сурх-Котала
Храм Сурх-Котал, II в. Капитель, найденная близ Сурх-Котала
    У подножия холма, в 1,5 км от храма, раскрыта платформа-подиум 17,5 X 13,5 м, с каменными стенками и земляным заполнением высотой около 1,5 м. На платформе стояли колоссальные глиняные со стуковой оболочкой буддийские статуи, от которых уцелели лишь ступни ног. Датировка та же. Своеобразный регулярный ансамбль находился предположительно в границах города Баголанго, остатки западной стены которого граничат с тыльной стеной храма.
    Храм Сурх Котал по цельности замысла представляет замечательный образец культового зодчества: монументальность и строгая симметрия композиции (пристройки появились позднее) соединяются в нем с пространственностью и чувством ансамбля. Ничего подобного не знала буддийская культовая архитектура.
    В формах храма отражены местные и привнесенные элементы: в плане главного здания и в его соотношении с двором заложена схема буддийских святилищ (целла с трехсторонним коридором), в композиции и деталях (колонны и профилировка баз) заметно воздействие эллинизма. Найдены ступенчатые каменные плиты-зубцы со стреловидной прорезью, которые связывают памятник с формами храмового зодчества Парфии. Капитель с поясными скульптурами и грифонами подобна тем, что найдены в Гиссарской долине (Таджикистан).
    Близ Кабула высятся на холме остатки брамаистского храма, посвященного культу солнца (известен под названием Хайр-ханэ и датируется V—VII вв.). По облику здание резко отличается от только что описанного. Оно представляло собой три смежные камеры под общей кровлей. В этом храме была мраморная скульптура.
Храм Сурх-Котал, II в. План ансамбля
Храм Сурх-Котал, II в. План ансамбля
    В этом храме была мраморная скульптура. Зодчество древности и раннего средневековья на территории Афганистана было насыщено живописью и пластикой как мифологического, так и светского содержания. Если нашествие эфталитов V в., причинившее большой урон городам и селам страны, не изменило традиций художественной культуры, появление в середине VII—VIII вв. арабов несло новую религию — ислам, а вместе с ним перелом воззрений на изобразительное искусство. Изгнанная из культовых зданий живопись сохраняется во дворцах; монументальная скульптура отмирает.
    Уже на ранних этапах художественная культура на территории Афганистана развивалась в формах, близких среднеазиатской. Это естественно в условиях, когда границы государств охватывали обширные пространства по обе стороны Аму-Дарьи. Сходна планировка храмов, ясно видна стилистическая общность скульптуры и живописи (можно сопоставить, например, росписи Бамиана и Балалык-Тепе, Фундукистана и Пенджикента). Более того, есть основания полагать, что гандхарское искусство при своем формировании восприняло элементы эллинизма от парфянской и бактрийской школ на юге среднеазиатских республик.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому