Дворцы Дур-Шаррукина, Ниневии, Тель-Барсипа - История архитектуры

История архитектуры
Перейти к контенту

Дворцы Дур-Шаррукина, Ниневии, Тель-Барсипа

Рабовладельческое общество > Двуречье и Месопотамия
Дур-Шаррукин. Цитадель (реконструкция)
Дур-Шаррукин. Цитадель (реконструкция)
    Известен город Дур-Шаррукин — резиденция царя Саргона II. Город строился около шести лет (примерно 712—707 гг. до н. э.). Но в 705 г. до н. э. Саргон умер, и Дур-Шаррукин оказался заброшенным.
    Саргон II, возведенный на престол путем переворота (в 722 г. до н. э.), после блестящих военных успехов искал все же безопасности во вновь основываемой им столице-крепости Дур-Шаррукине (в переводе «крепость Саргона», ныне Хорсабад).
    Одновременно с постройкой царского дворца был разбит и начат новый город в виде почти правильного квадрата (1 780X1 685м), выросший в течение четырех лет (711—707 гг. до н. э.).  
    Дур-Шаррукин имел в плане форму прямоугольника; его территория площадью в 28 га, была ограждена мощной стеной, усиленной контрфорсами и имевшей семь ворот. В северной части города, выступая за его пределы, на прямоугольной платформе размещалась цитадель, где находились храмы, дворец Саргона и дома приближенных.
    Платформа, площадью примерно в 10 га и высотой в 14 м, была сложена из сырцового кирпича и облицована огромными каменными глыбами весом до 14 т каждая. К платформе вели пандусы, по которым могли подниматься колесницы. Дворец состоял из трех частей: собственно дворца, жилых покоев царя и его семьи, хозяйственных и служебных помещений. Всего во дворце Саргона было вскрыто около 200 помещений.
Дур-Шаррукин. План города, 712—707 гг. до н. э.
Дур-Шаррукин. План города, 712—707 гг. до н. э.
Дур-Шаррукин. План цитадели
Дур-Шаррукин. План цитадели
    Прежде всего была сооружена из сырца терраса и крепостная стена города и дворца. Дворец частично выдавался за пределы квадрата, так что крепостная стена обходила его с трех сторон. Нижняя часть стены была облицована огромными блоками камня, прекрасно отесанными и уложенными попеременно ложками и тычками для лучшей связи с сырцовым ядром стены. Особенно тщательно были укреплены углы. Общая высота стены составляла 18 м.
    У противоположного, юго-западного угла города находилась вторая высокая терраса с цитаделью, внутри которой стояли храм бога Набу и малый дворец, принадлежавший, очевидно, приближенным царя. Помещения этого дворца отличаются великолепной внутренней отделкой, стены их расписаны фресками; он был оборудован ванными комнатами и уборными.
    Во дворце Саргона неоднократно встречаются арки, ложные и клинчатые своды (возможно, результат влияния Южного Двуречья). Особенно характерны перекрытия каналов, где применены различные способы кладки. Канал внутри платформы дворца Саргона с одного конца был перегорожен кирпичной стеной с двумя трубами внизу; далее, расширяясь, он перекрывался коробовым сводом. В средней части канал был сильно сужен и перекрыт ложным сводом, над кладкой которого помещался коридор, перекрытый коробовым сводом. Входные проемы с тяжелыми створками дверей, обитыми медными полосами, по большей части перекрывались арками (вероятно, возводившимися без кружал). Проем иногда обрамлялся орнаментальной лентой из цветных глазурованных плиток.
Дур-Шаррукин. Реконструкция зиккурата
Дур-Шаррукин. Реконструкция зиккурата
Дур-Шаррукин. Дворец Саргона. Деталь портала: крылатый бык
Дур-Шаррукин. Дворец Саргона. Деталь портала: крылатый бык
    По сторонам входов во дворец были установлены гигантские статуи крылатых быков (они же часто служили опорами арок). Такие быки (иногда львы) с человеческими головами — шеду — добрые духи-хранители — помещались по сторонам арочных проемов почти во всех ассирийских дворцах. В IX — первой половине VIII в. до н. э. они изображались пятиногими — своеобразная передача движения: входивший во дворец сначала видел две передние ноги спокойно стоящего животного. Пришелец делал шаг вперед, направляясь во внутренние покои, и чудовище тоже делало шаг ему навстречу: теперь он видел животное в профиль; одной передней ноги не было видно, но зато появлялась пятая — шагающая нога, которая и создавала иллюзию движения статуи.
    Во внутренних помещениях дворца были открыты остатки панели, сложенной из разноцветных поливных изразцов с изображениями священных предметов (плуг, птица, дерево и т. п.), и следы стенных росписей.
    Прием облицовки зданий глазурованными кирпичами вообще характерен для архитектуры Ассирии (его начали применять здесь на 600—700 лет раньше, чем в Вавилоне, прославившемся искусством облицовки глазурью). Во дворце Тукульти-Нинурты I в городе Кар-Тукульти-Нинурта глазурованным кирпичом была облицована нижняя часть стен. В нем же обнаружены следы стенных росписей.
    Помещения дворца, как правило, были узкими, длинными и высокими. Нижние части стен парадных залов облицовывались рельефными каменными плитами — ортостатами. Балочные покрытия делались из кедра.
Дур-Шаррукин. Дворец Саргона. Портал (реконструкция)
Дур-Шаррукин. Дворец Саргона. Портал (реконструкция)
Дур-Шаррукин. Дворец Саргона, 712—707 гг. до н. э. Конструкции канала
Дур-Шаррукин. Дворец Саргона, 712—707 гг. до н. э. Конструкции канала
Дур-Шаррукин. Дворец Саргона, 712—707 гг. до н. э. Конструкции канала
Дур-Шаррукин. Дворец Саргона, 712—707 гг. до н. э. Конструкции канала
    Четкая организация внутреннего пространства, анфилады залов, крылатые быки у входов и ленты раскрашенных рельефов — все это соответствовало торжественному ритуалу придворной жизни и должно было производить сильное впечатление на приходившего во дворец.
Дур-Шаррукин. Дворец Саргона. Настенная живопись
Дур-Шаррукин. Дворец Саргона. Настенная живопись
    Все отдельные части дворца были оформлены симметрично, но его расположение во дворе цитадели было ассиметричным. При дворце располагались три храма. Зиккурат из семи разноцветных ярусов по формам более легкий, чем южные зиккураты, был сдвинут от центра дворцового комплекса в один из дальних (со стороны города) углов платформы. Поэтому он не доминировал над дворцом.
    Техника строительных работ во дворце везде на очень высоком уровне. Так, например, вымостка дворов и полы залов сделаны в несколько слоев, с верхним настилом из керамических или каменных плит, украшенных узорным орнаментом или надписями. Штукатурка из смеси извести и гипса наносилась лопатками и тщательно затиралась. Обычно слой ее не превышает 3—4мм. Необыкновенно тщательно уложены пороги и плиты во многих дверных проемах. Сохранились на своих местах выдолбленные из базальта подпятники, на которых вращались двери. Сами двери были сделаны из кипарисового дерева и обиты бронзой.
    Конструкция перекрытий в больших залах, видимо, была балочной. В одной из надписей Саргон говорит: «Я соорудил мощные стены, балки из больших стволов кедра положил я поверх». В развалинах дворца найдены также большие куски сводчатых кирпичных перекрытий, которыми, однако, перекрывались лишь помещения небольшого пролета. Реконструкция изображает дворец без сада, но это неправильно. Саргон определенно указывает в своей надписи: «Я создал рядом с ним (дворцом) большой парк, подобие гор Амана, в котором были насаждены всевозможные растения из растительности Хеттской страны и всякие плоды гор».  
Дворец Саргона II в Дур-Шаррукине. Реконструкция
Дворец Саргона II в Дур-Шаррукине. Реконструкция
    Сохранившийся лучше других, давно уже изучаемый дворец Саргона служит ярким примером грандиозного дворца-крепости восточного правителя.
Ниневия. Дворец Ашшурбанипала. 669 — около 633 гг. до н. э. Рельеф, изображающий охоту на львов
Ниневия. Дворец Ашшурбанипала. 669 — около 633 гг. до н. э. Рельеф, изображающий охоту на львов
    В последний и наиболее блестящий век существования Ассирии столицей вновь стала древняя Ниневия (VII в. до н. э.). Сын Саргона, Синахериб, обстраивает ее с невиданной роскошью. Он окружает город стеной протяжением около 12км, с 15 воротами, и отводит русло реки Тебильту от Куюнджикского холма, на котором он строит себе огромный дворец.
    О размерах этого дворца говорят следующие цифры: в нем было 27 монументальных порталов с фигурами крылатых быков и львов; найденные здесь алебастровые плиты с рельефами занимают по протяжению около 3 км. Возле дворца был разбит большой парк с искусственными озерами и павильонами, в котором царьсобирал редкие экземпляры деревьев, цветов и животных, привозимые им из победоносных походов.
    Знаменит канал, который Синахериб провел с гор, чтобы снабдить Ниневию хорошей питьевой водой. Он имел ложе (20м шириной) из каменных плит, местами шел через тоннель, местами пересекал низины по акведуку на сплошном основании. Длина его превышала 50 км. В своей надписи Синахериб похваляется, что он щедро кормил и одевал строителей этого канала.
    Дворец ассирийского наместника в Тель-Барсипе в Северной Месопотамии (середина VIII в. до н. э.; современный Телль-Ахмар) стоял на высоком холме и по своему великолепию мало уступал дворцу Саргона, хотя и был построен в провинциальном городе. Как и дворец Саргона II, он включал комплекс больших дворов-залов (самый большой 25X65 м). Во дворце существовали сложная система отводных и дренажных труб, ванны и т. д. Стены парадных залов были покрыты росписями, изображавшими царя в батальных и охотничьих сценах. Раскраска изображений часто была условной: синие лошади, красные всадники и т. п. В некоторых залах сохранились панно с изображениями быков, козлов и других животных, обрамленные орнаментальным фризом. По тонкой графической манере и по живости изображения росписи Тель-Барсипа принадлежат к числу лучших памятников ассирийского искусства.
    Введение цвета в архитектуру характерно и для храмов Южного Двуречья, особенно в ранние его периоды (ср. «Красное здание» в Уруке), однако, там скульптура в архитектуре особой роли не играла. В ассирийском же искусстве наблюдается тесная связь скульптуры с архитектурой, что типично также для Сирии и Малой Азии (в частности, для хеттов и хурритов). У хеттов и хурритов заимствовали ассирийцы и систему облицовки стен ортостатами. Однако ассирийские ортостаты отличаются от хеттских тем, что ассирийцы переносили облицовку внутрь помещений (у хеттов облицовывалась нижняя часть наружных дворцовых стен). Самые ортостаты занимают здесь значительно большую часть площади стены. Не связанные по сюжету изображения хеттских рельефов сменяются в Ассирии огромными панно, подчиненными одной теме (царские походы, царская охота и т. п.). Рельеф был низкий и раскрашивался, что создавало впечатление скорее графического, чем объемного изображения.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому