Кушанское царство - История архитектуры

История архитектуры
Перейти к контенту

Кушанское царство

Рабовладельческое общество > Афганистан
    Во II в. до н. э. (между 140 и 130 г.) территория Средней Азии и Афганистана была захвачена племенем тохар и Греко-Бактрийское царство перестало существовать. К началу нашей эры выдвигается династия Кушан. При Кушанах общественные отношения принимают форму сложившегося рабовладельческого строя, но патриархальный уклад играл еще значительную роль.
    Наивысшего расцвета Кушанское царство достигло при Канишке, время правления которого точно не установлено (вероятно, с 78 по 101 г.). Канишка расширил владения за счет Восточного Туркестана. Обосновавшись в Пешаваре (современный Пакистан), он поддерживал оживленные торговые связи с Индией, Китаем, Сирией, Римом (где неоднократно бывали Кушанские посольства) и даже с Восточной Европой.
    «Царская дорога» связывала с юга на север части обширной державы и ее основные города — Бактру, Бамиан, Каписи, Таксилу. На протяжении столетий эти города меняли место. Они то поворачивались вокруг одной точки (Бактры), то возникали на смежной территории (Каписи). Были два Бамиана, два или три Кабула, три Таксилы. Кабул занимал тогда второе место после Каписи и располагался в 12 км к юго-востоку от современного города.
    Кушаны избрали Беграм своей летней резиденцией, зимней столицей являлась Таксила. Роскошная утварь дворца в Беграме была в значительной мере продукцией мастеров Средиземноморья (стекло), Индии (резная кость) и Китая (лаки). Строительная техника этого времени иная, чем прежде, — глинобитные стены толщиной 0,3—0,5 м ставились на цоколь из отесанного камня, хотя не выходил из употребления и сырец.
    Близ городских ворот располагался базар и ремесленные мастерские. Под главной улицей проходил накрытый каменными плитами канал, снабжавший город водой, существовала и канализационная сеть с керамическими трубами и облицованным камнем коллектором. В III в. город был взят Сасанидским царем Шапуром I, сожжен и разрушен, но после временного запустения отстроен заново.
    Жилые постройки позднего Беграма группируются вокруг дворов, образуя комплексы до шести комнат (чаще их всего три). Они были с единственным входом и без окон; в дальней комнате устраивался алтарь в виде небольшой ниши, перед которой лежала каменная плита. Сырцовые стены ставились на каменный цоколь из окатанного речного камня и оштукатуривались зеленоватым глиняным раствором, полы обмазывались глиной, покрытия были, видимо, балочные; в комнатах вдоль стен тянулись невысокие глинобитные лежанки, а вход некоторых выделялся тамбуром с тонкой глиняной стенкой. Над дворцом в этот период был поставлен замок с мощными стенами из сырца и круглыми угловыми башнями. Город запустел с крушением Кушанской империи в конце IV в.
Афганистан. Буддийский монастырь. План в долине Коли-Надер близ Беграма. План
Афганистан. Буддийский монастырь. План в долине Коли-Надер близ Беграма. План
    В первые века нашей эры на юге Афганистана и соседних районах Индии слияние эллинизма и древнеиндийских традиций привело к созданию гандхарского искусства, главным образом в произведениях, связанных с буддийским культом. Буддизм стал государственной религией при Канишке, проникая все далее — через Среднюю Азию в Восточный Туркестан. Граница распространения буддизма в Афганистане определялась линией Балх-Кандагар; к востоку от этой линии рассеяны памятники буддийского культового зодчества — монастыри и ступы. Религиозными центрами и средоточием святынь являлись Балх, Нагарахара — ныне Хадда (близ Джелалабада), Кабура (буддийский Кабул), долина Бамиана.
    Известны наземные и скальные монастыри. Первые представляли собой прямоугольный двор, иногда окруженный портиком, обнесенный по периметру небольшими кельями. Стены выкладывались из сырца и битой глины, покрытия были балочные или сырцовые сводчатые, иногда купольные (с III-IV вв. появляются тромпы). При монастырях группировались небольшие храмы с квадратным святилищем и трехсторонним коридором. Во дворе монастыря (реже в помещениях), а иногда и вне его стен располагались один или несколько ступ.
    Помещения монастырей, а особенно ступы, изобилуют скульптурой, объемной и барельефной, из камня, стука и глины, размещаемой обычно в нишах; в районе Джелалабада господствуют рельефы на плитах сланца, западнее Беграма большую роль играют глиняная пластика и живопись. Остатки монастырей обнаружены близ Беграма, Кабула, Кундуза, в руинах Хадды (близ Джелалабада). Представление об этом типе зданий дают монастыри с простым и ясным планом Бодх-Гай в Хадде и Коли-Надер близ Беграма. Один из монастырей в VII в. стоял на вершине холма в долине Фундукистана, южнее Кабула. Сырцовая постройка заключала святилище, кельи, зал собраний и т. д. Стены и своды покрывала живопись, а ниши заключали раскрашенную глиняную скульптуру.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому