Дворец Вэйянгун. Погребальные ансамбли - История архитектуры

История архитектуры
Перейти к контенту

Дворец Вэйянгун. Погребальные ансамбли

Рабовладельческое общество > Дальний Восток. Китай
    Более подробные сведения сохранились относительно дворца Вэйянгун, который по своим размерам, богатству архитектурных приемов и пышности декора превосходил все прежние дворцовые ансамбли. Как рассказывает Сыма Цянь, дворец начали сооружать в 200 г. до н. э. в юго-западной части города, где были выстроены торжественный огромный «Зал государства», арсенал и многочисленные жилые здания, а также хозяйственные сооружения.
    Дворец состоял из 43 павильонов — дянь. Главный павильон «Зал государства», предназначавшийся для торжественных церемоний, возвышался на земляном стилобате, длина здания достигала 160 м при ширине 48 м. Высокие стены окружали дворцовые здания и парк с искусственными холмами и 13 прудами-купальнями. На северной и восточной стороне ансамбля Вэйянгун имелись монументальные ворота, фланкированные высокими башнями. Вероятно, они были близки к изображению парадных ворот на кирпиче из погребения в провинции Сычуань.
Черепица Сяньян, III в. до н. э.
Черепица Сяньян, III в. до н. э.
    До наших дней сохранился огромный земляной стилобат дворца Вэйянгун, напоминающий прямоугольный в плане холм. Раскопки открыли на месте дворца простую черепицу и украшавшие скаты массивные круглые рельефы с изображением зверей, птиц, цветов и благопожелательными надписями.
    Позднее, в конце I в. до н. э. около столицы были воздвигнуты два увеселительных дворца, причем один из них «Цзянь-чжан», по рассказу Сыма Цяня, находившийся от города на расстоянии 15 км, был соединен с дворцом Вэйянгун двухэтажной крытой галереей, которая проходила через городские стены и ров, окружавшие столицу.
    Рост внутренних противоречий, вызванных обогащением крупных землевладельцев и разорением крестьянства, привел к восстанию народных масс — «восстанию краснобровых» (17-27 гг.), которое послужило причиной гибели династии «Западная Хань». Великолепные дворцы Чанъаня были разрушены и сожжены.
Черепица дворец Вейянгун, II в до н. э.
Черепица дворец Вейянгун, II в до н. э.
    В 25 г., опираясь на крупных землевладельцев, власть захватил представитель аристократического рода Лю Сю, присвоивший себе титул императора и основавший новую династию («Восточная Хань», 25-220 гг.). В этот период были совершены успешные походы. Гунны, которые в течение десятилетий не пропускали китайские караваны на Запад, были побеждены и торговые связи с богатыми странами были восстановлены. Расцвет экономики способствовал подъему культурной жизни.
    Столица из Чанъаня была перенесена в Лоян, который уже в VIII в. до н. э. был столицей династии Чжоу.
    Планировка Лояна отвечала традициям китайского градостроительства. Город был сооружен в виде прямоугольника с пересекающимися широтными и меридиональными улицами. Как и в Чанъане, в Лояне уже в 25 г. началось сооружение императорских дворцов, среди которых выделялись расположенные рядом грандиозные дворцы «Чундэдянь» и «Дэяньдянь». Стены зала последнего были богато украшены живописью, резьбой из нефрита и золотыми деталями. Пышность и великолепие дворца воспеты в торжественных одах того времени.
    Судя по сохранившимся записям, новая столица не могла сравниться со старой. Дворцы и архитектурные сооружения Лояна значительно уступали великолепным дворцам Чанъаня.
    В древности в Китае при сооружении крепостей, башен, мостов, стилобатов и особенно погребений помимо дерева применяли камень и кирпич. Молельни, пилоны, стоявшие попарно у входа в погребение, стелы с биографией усопшего, ограды — все это сооружалось из камня и украшалось резьбой. Подземные гробницы облицовывались кирпичом или камнем.
Шаньдун, провинция. Храм перед погребением, II в. Фасад, разрез и план
Шаньдун, провинция. Храм перед погребением, II в. Фасад, разрез и план
    В период Хань, в центре погребального поля, выбранного согласно системе «фын-шуй», возводилась высокая усеченная пирамида на квадратном основании. Все сооружения погребального ансамбля, согласно установившимся традициям, располагались по оси север -юг. С южной стороны к погребальной пирамиде вела «дорога духов», замыкавшаяся с двух сторон каменными пилонами, близкими по форме к башням у главного входа в дворцовые ансамбли и пилонам, фланкирующим фасады парадных павильонов.
    Далее «дорогу духов» украшали стоявшие по сторонам ее фигуры львов или тигров, и у самой пирамиды — стелы. Перед пирамидой находились также небольшие каменные открытые павильоны. Павильоны в провинции Шаньдун и в других местах имитируют в камне деревянные конструкции.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому