Парфия. Общественная архитектура - История архитектуры

История архитектуры
Перейти к контенту

Парфия. Общественная архитектура

Рабовладельческое общество > Иран
    Из общественных сооружений сохранились рынки, караван-сараи и бани. Построенный по единому регулярному плану рынок парфянской Дуры с лавками заполнял часть селевкидской агоры. Большой караван-сарай занимает целый квартал Дуры на широкой улице между рынком и главными воротами. От всех трех периодов существования Дуры сохранились руины городских и частных бань. Остатки бани с черно-белыми напольными мозаиками найдены и в парфянских Сузах.
    Строились также мосты с арочными пролетами на быках. В двух километрах к северу от Хатры еще видны устои моста через реку Тартар.
    Несмотря на эллинизированный характер культуры Парфии, ее зодчество питалось главным образом местным опытом. Характерно появление в этот период такой чисто местной формы, как айван. Попавшим в Междуречье греческим зодчим приходилось соразмерять свое творчество с условиями страны и новым для них строительным материалом (обожженный кирпич и сырец). Они меняют черты античного ордера: дорические капители Кенгавара завершаются абакой коринфского типа, ионические капители и торовидные базы Куры следуют доахеменидской традиции, капители полуколонн Ашшура соединяют элементы ионического и композитного стиля. Каноны пропорций забыты.
Парфия. Хатра. Дворец. Маскароны на пилястре
Парфия. Хатра. Дворец. Маскароны на пилястре
    В архитектуре Парфии важную роль играл синтез со скульптурой и живописью: храмы и жилища Дуры, дворцы Ашшура и Кухи-Ходжа оживлялись росписями, формы каменного дворца Хатры получают особую торжественную выразительность благодаря пластике. Но и синтез искусств выступает в необычной, чисто местной трактовке.
    Статуи Хатры помещались на консолях; консоли внизу были снабжены гипертрофированным рельефом человеческого лица; широкие пилястры в айванах отмечены маскаронами; камни архивольтов на фасаде украшены горельефами, в каждом случае по-своему: в главном южном айване — это человеческие фигурки на каждом втором камне, в больших северных айванах — бюсты, наконец, в меньших арках маскароны украшают подряд все камни архивольта. Надо заметить, что объемная скульптура, видимо, не играла ведущей роли в зодчестве Ирана и Двуречья. Первое место принадлежит бесспорно живописи.
    Если для ахеменидского периода не выявлен резной по стуку декор, теперь он получил широкое применение. Стуковый орнамент найден в Ашшуре, Варке, Кухи-Ходжа. Преобладает узор отвлеченно-геометрического характера: пересекающиеся круги, сочетание кругов, квадратов и шестилепестковых розеток. Об эллинистических влияниях напоминает рисунок меандра, местного происхождения мотив зубцов со стрельчатой прорезью (бойницей) по оси. Выбор растительных форм очень ограничен и упрощен, хотя встречается виноградная лоза. Во многих случаях стуковый орнамент подкрашен. Этот вид декора имеет, видимо, иранское происхождение. Наиболее яркий пример его сохранился в Кухи-Ходжа. Не последнюю роль играл, очевидно, расписной орнамент стен и потолков; к сожалению, таких росписей сохранилось мало. Применялась и мозаика (баня в Сузах).
Образцы резного стука Ашшур
Образцы резного стука Ашшур
Образцы резного стука Кухи-Ходжа
Образцы резного стука Кухи-Ходжа
    Зодчество парфянского периода впитало в себя сложные инородные влияния. Но в основе строительства лежат местные корни, традиции Ассирии и древнего Ирана (например, многоярусный ордер Ашшура и большие арки айванов связываются с формами раннего Ашшура и Урука). В строительстве шли поиски рациональных, отвечающих местным условиям, форм и конструкций. Эти поиски привели к конструкции купола на тромпах, осуществленной на рубеже следующего, сасанидского периода. Появились новые типы зданий (рынки и караван-сараи), возникает дворовый план жилых зданий с айванами. Архитектура парфянского периода в своей основе не была подражательной. Она создала собственные ценности и передала свой опыт средневековому зодчеству Ближнего и Среднего Востока.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому