Парфия. Культовые сооружения - История архитектуры

История архитектуры
Перейти к контенту

Парфия. Культовые сооружения

Рабовладельческое общество > Иран
    Поскольку обширная парфянская держава заключала области с разноплеменным населением и города-полисы с их греческой культурой, царила невероятная пестрота верований и единая государственная религия не была установлена. Селевкидские правители Дуры ставили храмы Аполлону, Зевсу, Артемиде; затем появились храмы восточных богов — Атаргатис, Хадада и Бела. От Ахеменидов сохранилась религия зороастра.
    В подобных условиях, естественно, не может быть и речи о каком-то устоявшемся типе культовых зданий: эллинизация форм с одной стороны, с другой стороны — произведения самостоятельного характера и черты местной традиции. За немногими исключениями парфянские культовые здания известны по реконструкциям, нередко весьма условным.
    Самым ярким примером здания с эллинизированными формами может служить храм Анахиты в Кенгаваре (около 200 г. до н.э.). Ансамбль реконструируется в виде обнесенного портиком двора 218×229 м с храмом типа периптера посередине. Остатки храма скрыты постройками современного селения, видны лишь остатки цоколя и несколько дорических колонн ограды.
Парфия. Ашшур. Трехайванный храм. Реконструкция
Парфия. Ашшур. Трехайванный храм. Реконструкция
    Под воздействием эллинизма создан и так называемый Периптер Ашшура. Но в этой постройке 28X20,5 м, обнесенной с трех сторон портиком тесно поставленных цилиндрических колонн из кирпича, греческое влияние весьма относительно — его главный фасад, прорезанный широким сводчатым айваном с парой арок по бокам и трехъярусной системой полуколонн, был решен в местных формах. И уже совершенно местный характер носит позднепарфянский храм богов Ашшура с тремя параллельными айванами, занимавшими по фасаду 36 м. Загородное святилище Ашшура повторяло контуры древнеассирийского храма.
    В Ашшуре найдено множество небольших (до полуметра высоты) каменных алтарей.
    Храм Солнечного бога в Хатре открывает серию дворцовых святилищ Ирана. Квадратный план около 25×25 м с замкнутой целлой и круговым обходом напоминает набатейские храмы Сирии. Целла и коридор были покрыты цилиндрическим сводом, лестница в толще стены вела на крышу. Предположительно это тот самый храм Солнечного бога, несметные богатства которого побудили Септимия Севера предпринять безуспешную осаду Хатры. Теперь это суровое здание из тесаного камня сохранило лишь наличники входа с эмблемой Солнечного бога.
    На площади общественных собраний Хатры стоит руина со следами внешней винтовой лестницы, вероятно, остатки пирея, имевшего вид зиккурата с алтарем огня наверху.
    Общая черта парфянских храмов Дуры состоит в наличии внутреннего двора, куда выходит главное здание, боковые капеллы и подсобные помещения.
    Главным и официально почитаемым местом Парфии была Фрааспа — ныне Тахти Сулейман в 200 км к югу от озера Урмии. Этот «священный город» вырос на холме вокруг глубокого озера, был обнесен овальной каменной стеной периметром 1200 м, толщиной 5 м и высотой около 14 м с 22 башнями и двумя воротами. На берегу озера стояли большой храм огня, постройки для паломников и гарнизона. От парфянского времени сохранились остатки двух каменных квадратных четырехстолпных храмов.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому