Луксор
Рабовладельческое общество > Древний Египет > Новое царство
Луксор. Луксорский храм
Особенно большое внимание Аменхотеп III уделял Луксорскому храму, посвященному триаде богов — Амону-Ра, Мут и Хонсу. Храм этот имеет гигантские размеры, его общая длина равняется 190 м. Согласно традиции, главная молельня находится в самой глубине храма. Проход в нее идет через несколько симметрично расположенных залов с колоннами. На стенах одного из залов размещены рельефы, рассказывающие о браке бога Амона-Ра с матерью Аменхотепа III и рождении фараона.
Луксор. Луксорский храм. План
Луксор. Храм Амона — перистиль Аменхотепа III, вид с запада, слева большой двор и пилон Рамсеса II
Важную часть комплекса составляет примыкающий к маленьким колонным залам большой вестибюль с четырьмя рядами колонн, расположенных по восемь в ряд. Из-за того что промежутки между четвертыми и пятыми колоннами каждого ряда шире, чем между остальными, в середине вестибюля образовался проход, находящийся на центральной оси храма. Колонны вестибюля сделаны в виде связок стеблей папируса, а капители их — в форме нераспустившегося цветка.
Луксор. Храм Амона — перистиль Аменхотепа III, фрагмент
Луксор. Храм Амона — перистиль Аменхотепа III, пилон Рамсеса II
К вестибюлю примыкает двор (45×51 м), обнесенный с трех сторон колоннадой, состоящей из 64 колонн такой же формы, как и в вестибюле. Так же как в колоннаде вестибюля, в середине колоннады двора, расположенной на стороне, противоположной вестибюлю, имеется проход, ведущий в следующий двор. Двор этот не был достроен: Аменхотеп успел закончить только центральную часть двора с двумя рядами колонн (около 20 м высоты) с капителями в форме расцветшего папируса и со стволом почти цилиндрической формы со слегка обозначенными гранями, напоминающими трехгранный стебель папируса.
Несмотря на большие размеры, благодаря совершенству пропорций и красивой форме капителей колонны производят величественное впечатление, и в то же время их облик прекрасно воспроизводит облик папируса, стройность и отточенность его форм. Так как проход между колоннами соответствовал центральной оси храма, он определял прямое направление процессий во время религиозных церемоний.
Луксор. Храм Амона. Большой вестибюль
Луксор. Храм Амона. Второй двор
Строительство Луксорского храма не было завершено, но и в недостроенном виде этот памятник потрясает грандиозностью замысла, ясностью плана, величием и красотой колоннад, совершенством рельефов и статуй. Благодаря тому что храм в Луксоре подвергался меньшим перестройкам, чем другие сооружения, он кажется наиболее цельным и единым. Пристроенный Рамсесом II к храму Аменхотепа III двор, окруженный колоннадой, не нарушил ансамбля, так как он лежит не на оси храма Аменхотепа, а под углом к ней.
Храм в Луксоре, созданный во второй половине XV в. до н. э., завершил поиски зодчих начала XVIII династии, направленные на создание нового типа храма, не связанного с загробным культом фараона. Он служит важной вехой в истории египетской архитектуры, определившей пути ее дальнейшего развития.
Луксор. Храм Амона. Фрагмент интерьера
Луксор. Недостроенный гипостильный зал Аменхотепа III. Впереди статуи Рамсеса II
Луксор. Двор Рамсеса II. Общий вид
Помимо сооружения главного храма, Аменхотеп III вел большие работы для объединения Луксорского и Карнакского комплексов. Ворота Луксорского и Карнакского храмов он соединил аллеей сфинксов; в дальнейшем она разделилась на две аллеи, одна из которых пошла к храму Мут, а другая — к храму Хонсу.
Благодаря аллеям сфинксов Луксор был включен в композицию Карнака. Кроме того, чтобы придать единство всему фиванскому ансамблю, Аменхотеп III приказал построить на западном берегу Нила, против идущей от Карнака аллеи сфинксов, пристань, от которой аллея сфинксов вела к храму Хатшепсут. Невдалеке находилось несколько заупокойных храмов предков Аменхотепа III — Тутмеса I, Тутмеса II, царицы Хатшепсут, Тутмеса III, Тутмеса IV и Аменхотепа II. Рядом с этими храмами воздвиг свой заупокойный храм Аменхотеп III. Работы по его строительству производились под руководством архитектора Аменхотепа сына Хапу.
Луксор. Двор Рамсеса II. Фрагмент колоннады
Статуя архитектора Аменхотепа, сына Хапу (Музей в Каире)
Сфинкс Аменхотепа III
Луксор. Двор Рамсеса II. Голова статуи
Храм Аменхотепа III по красоте и величию должен был превзойти все предшествующие сооружения. К сожалению, от него почти ничего не осталось, кроме двух колоссальных статуй фараона, некогда стоявших перед входом в храм. Высеченные из песчаника 20-метровые статуи изображают фараона, сидящего на троне. Древние греки назвали этих колоссов именем легендарного героя Троянской войны Мемнона — сына богини утренней зари Эос, посланного своим отцом — царем Египта и Эфиопии на помощь троянцам.
Мемнон погиб от руки Ахилла, и Эос не переставала лить слезы, которые в виде утренней росы оседали на статуях, а статуи приветствовали наступление зари тихими и нежными стонами.
Эта красивая легенда была, очевидно, связана с тем обстоятельством, что из-за разницы в вечерней и утренней температуре камень статуй издавал какие-то звуки. После реставрации статуй этот феномен исчез. Хотя колоссы Мемнона дошли до нас в сильно поврежденном виде, но и сейчас статуи, господствующие над долиной на фоне выветренных выступов скал, потрясают своей силой и величием.
К пилонам храма от берега Нила вела аллея, обрамленная высеченными из гранита статуями сфинксов с головой Аменхотепа III в клавте с уреем и двойной короне.
Фивы. Статуи Аменхотепа III («колоссы Мемнона»)
На постаменте статуй была высечена иероглифическая надпись: «Да живет благой бог Небмаатра, отпрыск Ра, Аменхотеп, властитель Фив, любимец Амона-Ра».
Сфинксы изваяны из красного гранита, их высота равна 3 м 73 см, длина 5 м 43 см, ширина 1 м 78 см; каждый сфинкс весит 23 т. Могуществом и силой веет от этих исполинов.