Буддийские культовые сооружения: ступы - История архитектуры

История архитектуры
Перейти к контенту

Буддийские культовые сооружения: ступы

Рабовладельческое общество > Афганистан
Афганистан. Ступа в Хадде, начало н. э. (фасад); близ Айбака, предположительно V в. (фасад)
Афганистан. Ступа в Хадде, начало н. э. (фасад); близ Айбака, предположительно V в. (фасад)
    Самыми распространенными и типичными из буддийских культовых сооружений бесспорно являются ступы — массивные сооружения, завершаемые полусферой с зонтом в виде нанизанных на шпиль символических дисков. Композиция и детали ступ, их пластические элементы и орнамент различны на юге и севере страны.
    Можно полностью представить себе облик ступ долины Кабула. Сложенные из камня, они нередко имеют удовлетворительную сохранность. Ступы невелики, их высота не превышает нескольких метров. Объем ступы делится на ярусы, из которых каждый увенчан полочкой с парными модульонами, профилированными в форме каблучка, иногда — четверти окружности. Нижний ярус квадратный, верхние многогранны.
    Грани, иногда несколько вогнутые, имеют от одной до трех ниш. Ниши, часто совсем неглубокие, завершаются арочками. Очертания арочек очень разнообразны: циркульные, слегка стрельчатые или килевидные, трехлопастные, трапециевидные, образованные тремя прямыми отрезками. Пяты арочек опущены на полку или опираются на пилястры.
    Формы последних также различны: одни увенчаны упрощенной капителью ступенчатого профиля, другие завершаются чем-то вроде ступенчатых сталактитов, капитель представляет иногда отголосок коринфского ордера. В нишах помещались глиняные сидячие скульптуры будд.
    В облике ступ окрестностей Беграма и Кабула своеобразие довершается оригинальной техникой кладки кирпича насухо, где тонкие плитки шифера перемежаются вкраплениями крупных квадров камня. Обнаженная кладка этого типа носит орнаментальный характер и сама по себе украшает постройку. Из шиферных плит выкладывались и пилястры, их базы и капители, полки и консоли. Панель цоколя иногда облицована плитами на ребро (ступы Шоторака и Гульдара близ Кабула).
Афганистан. Ступа в Хадде, начало н. э. (фасад); Топи-Рустем в Балхе, предположительно II в. (реконструкция)
Афганистан. Ступа в Хадде, начало н. э. (фасад); Топи-Рустем в Балхе, предположительно II в. (реконструкция)
    Ступы Хадды имеют в общем ту же структуру и отличаются лишь деталями: ярусы их ниже и приплюснутых пропорций, пилястры короткие, нередко с весьма упрощенными капителью и базой; ниши в большинстве отсутствуют, и скульптуры размещены между пилястрами. Главное, кладка здесь носит иной характер, она выполнена из рваного камня на глине и с поверхности оштукатурена.
    Некоторое обеднение деталей возмещается обилием резной по стуку пластики в форме фризов с гирляндами и растительным орнаментом. Карнизы поддерживаются кое-где карликовыми фигурками атлантов. Соединение индийских элементов (килевидные и трехлопастные арки) с античными (обломы, пилястры) характерно для гандхарского искусства.
Афганистан. Ступа в Хадде, начало н. э. (фасад); Топи-Рустем в Балхе, предположительно II в. (общий вид);
Афганистан. Ступа в Хадде, начало н. э. (фасад); Топи-Рустем в Балхе, предположительно II в. (общий вид);
    На север от Гиндукуша ступы выкладывались из сырца и битой глины. Грандиозный ступа Топи-Рустем в Балхе представлял собой цилиндрический объем диаметром около 43 м, который высился на квадратной платформе 54X54 м с лестницами посреди каждой стороны. Его тамбур имел изолированные круглые камеры. Облицованный обожженным кирпичом и покрытый ганчевой штукатуркой, он был оформлен пилястрами и карнизом с модульонами (верхняя часть сооружения не сохранилась и представлена в реконструкции. Арок здесь нет, остатков скульптуры не обнаружено.
    Исключительный образец монолитного ступы представляет собой ступа близ Айбака в долине р. Хульм. Он высечен в скале и достигает в поперечнике 10 м. По замыслу строителей ступа, расположенный на вершине холма, должен господствовать над местностью, однако постройка осталась незавершенной, так как окружающий его массив скалы не удален.
    Общая форма и детали ступы носят отпечаток индийского влияния. Особенно ярко оно проявляется в памятниках долины Кабула, где кладка из шифера с включением квадратов точно воспроизводит строительную технику Таксилы; килевидные трехлопастные арки также, несомненно, имеют индийское происхождение.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому