Буддийский культ: ступы, чайтья, вихары - История архитектуры

История архитектуры
Перейти к контенту

Буддийский культ: ступы, чайтья, вихары

Рабовладельческое общество > Юго-Восточная Азия
Санчи. Ворота-торана. I в. до н. э.
Санчи. Ворота-торана. I в. до н. э.
    Именно в период правления Ашоки, судя по уцелевшим памятникам, начали воздвигать монументальные сооружения буддийского культа: ступы, чайтья и вихары.
    Из многочисленных ступ, сооруженных при Ашоке, уцелели немногие. Крупнейшие из них сохранились в измененном виде на территории Непала (Сваямбунахта и Бодхнатха высотой 40 м в Катманду). Согласно буддийской традиции, их насчитывалось при Ашоке 84 000.
    По заказу Ашоки были созданы первые в Индии сооружения, высеченные в скалах гор Барабара в районе древних городов Раджгрихи и Гайи.
    Наиболее известные из четырех чайтий — чайтья Ломас Риши и Судама. В это время поддерживались активные связи с Персией и странами Малой Азии, откуда могла быть занесена идея создания сооружений в монолите скалы скульптурным методом. Таким образом, при Ашоке открылась окончившаяся в X в. эра скального строительства в Индии, ставшего специфическим видом каменного зодчества.
Горы Барабара. Ломас Риши. Чайтья, высеченная в скале, III в. до н. э. Общий вид
Горы Барабара. Ломас Риши. Чайтья, высеченная в скале, III в. до н. э. Общий вид
Бхархут. Ступа, II в. до н. э. рельефные изображения на воротах — торана
Бхархут. Ступа, II в. до н. э. рельефные изображения на воротах — торана
    Однако монументальное строительство буддийских сооружений развернулось с большим размахом лишь в середине II в. до н. э. при династии Шунги и Андхры, несмотря на то что императоры не всегда покровительствовали буддизму. (В Беснагаре, например, сохранился единственный в своем роде ранний из брахманских храмов, датируемый 140 г. до н. э.).
    К этому времени буддийские монастыри выросли в сложные комплексы с величественными чайтьями, обширными залами для собраний монахов. Внутри помещений щедро применялись настенные росписи, пластическое убранство стало покрывать в изобилии наружные и внутренние поверхности стен.
Санчи. Монастырский комплекс, III в. до н. э. — XII в. н. э. План комплекса
Санчи. Монастырский комплекс, III в. до н. э. — XII в. н. э. План комплекса
Санчи. Ступа № 1, I в. до н. э. — I в. н. э. Фасад
Санчи. Ступа № 1, I в. до н. э. — I в. н. э. Фасад
    Начали воздвигать колоссальные по размерам ступы и к религиозным церемониям обхода вокруг них привлекать массы людей из мирян. Если ранее большинство ступ сооружалось из сырца, а верхний слой их делался из обожженного кирпича, покрытого штукатуркой, то теперь ступы стали облицовывать ценными породами камня.
    По существующей в Индии традиции принято не разрушать, а обновлять обветшавшие культовые постройки. Часто ступы покрывались несколькими новыми слоями каменной или кирпичной оболочки, постепенно увеличивавшей их первоначальные размеры. Такими до нас дошли наиболее известные ступы в Бхархуте (находящиеся во фрагментах в музее Калькутты в настоящее время), II в. до н. э., и большой ступа № 1 в Санчи (I в. до н. э. — I в. н. э.). Так, например, известный ступа № 1 в Санчи был покрыт во II в. н. э. оболочкой, увеличивавшей его в два раза.
Санчи. Ступа № 1, I в. до н. э. — I в. н. э. План
Санчи. Ступа № 1, I в. до н. э. — I в. н. э. План
Бхархут. Ступа, II в. до н. э. акротерий на воротах
Бхархут. Ступа, II в. до н. э. акротерий на воротах
    Большой ступа обычно стоял в пределах монастыря и окружался маленькими ступами с прахом прославившихся монахов. Весь комплекс нередко заключался в крепостные стены. Таковым был комплекс буддийских построек в Санчи, развивавшийся с III в. до н. э. до XIII в. н. э.
    Ограда и ворота ступ в Бхархуте и Санчи были первоначально деревянные. Их заменили, когда они пришли в ветхость, каменными, повторяющими прежние формы деревянных стоек и перекладин. В разное время создавались ворота в Санчи. Лучшими из них признаются северные ворота, выполненные, по-видимому, под руководством одного мастера, в то время как в других принимали участие несколько ремесленных корпораций (известно, что среди них были резчики по слоновой кости).
Санчи. Ступа № 1. Рельеф на воротах с изображением крепости
Санчи. Ступа № 1. Рельеф на воротах с изображением крепости
Санчи. Ступа № 1 Общий вид
Санчи. Ступа № 1 Общий вид
    Рельефы в Санчи свидетельствуют о дальнейшем совершенствовании резьбы по камню. Они более пластичны и выпуклы, иногда переходят в круглую скульптуру (например, фигура якшини или слонов и карликов, несущих архитрав в западных и северных воротах). В тематику рельефов привнесены сюжеты, отражающие сцены сражений и осаду города. Непосредственность образов, свободная композиция и обилие деталей и орнаментальных мотивов остаются отличительной чертой искусства этого периода.
Телепрограмма и программа на сегодня и программа на всю неделю.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому