Новое царство период XVIII—XX династий (XVI—XI вв. до н. э.)
Рабовладельческое общество > Древний Египет > Новое царство
Фиванский некрополь
Фараоны XII династии были последними могучими властелинами Среднего царства. Во времена правления XIII и XIV династий (начало XVIII в. до н. э.) сильные внутренние междоусобицы привели к ослаблению власти фараона: фараоны свергались один за другим, в разных частях страны поднимались восстания, экономическое состояние Египта было тяжелым, строительство замерло.
В начале XVII в. до н. э. в долину Нила с востока вторглись разноплеменные пришельцы, известные по Манефону под собирательным названием гиксосы — «властители нагорий».
Гиксосские цари объявили себя фараонами и сделами своей столицей Аварис, расположенный в восточной части дельты. Но полностью объединить страну им не удалось, так как в Фивах продолжали находиться египетские правители, также именовавшие себя фараонами. На период гиксосского владычества приходятся XV, XVI и XVII династии. С XVII династии (конец XVII в. до н. э.) под руководством фиванцев начинается упорная борьба против чужеземцев.
В первой половине XVI в. до н. э. египетский фараон Яхмос, окончательно изгнав гиксосов из пределов страны, положил начало периоду Нового царства. Египет вновь стал сильной державой и достиг небывалой доселе мощи. Победные походы фараонов в Переднюю Азию и Нубию укрепили авторитет Египта. Силой оружия, подкупом, угрозой и хитростью египетские фараоны заставили признать свою власть на всей территории от четвертого порога Нила в экваториальной Африке до Малой Азии. Со всех сторон стекалась в Египет богатая добыча. Приводились тысячи пленных, пригонялся скот. Бесконечные караваны везли шкуры пантер, слоновую кость из Эфиопии, золото из Нубии, благовония и роскошные сосуды с о. Крита.
Для того чтобы закрепить захваченные территории, фараоны Нового царства строили крепости в покоренных странах, превращая эти страны в египетские провинции. Оживленные дипломатические сношения установились с Критом, Библосом, Рас-Шамрой. Экономическое влияние Египта распространилось далеко за его пределы.
Превращение Египта в мировую державу меняет характер быта египтян. При дворе фараона постоянно живут представители других стран. Египетские фараоны часто берут в жены иноземных царевен. В чужеземцах видят не только «ненавидимых богом Ра жалких презренных существ», но и представителей другого государства, носителей иной культуры, не всегда понятной, но интересной египтянину.
Изменения, происшедшие в экономике и политике Египта периода Нового царства, оказали влияние на мировоззрение этого времени и в первую очередь на религию. Стремление распространить египетскую религию среди покоренных народов привело к большему монотеизму и выделению среди огромного, малопонятного для иноплеменников пантеона египетских божеств культа бога Амона.
Культ Амона проникает в религию Сирии и Палестины. Но, конечно, наибольшее значение он приобретает в самом Египте. Фараон провозглашается сыном Амона. В честь Амона воздвигаются грандиозные святилища. Именно храмы Нового царства, так же как Великие пирамиды Древнего, прославили египетское зодчество навеки.
Обзор храмовой архитектуры Нового царства следует начать с заупокойного храма царицы XVIII династии —Хатшепсут, сооруженного в конце XVI в. до н. э. в Дейр-эль-Бахри. В этом памятнике, построенном в традициях заупокойных храмов предшествующего периода, особенно наглядно выступают характерные черты зодчества Нового царства.
Новое царство. Дейр-эль-Бахри. Храм Хатшепсут. Общий вид
Гражданская архитектура второй половины Нового царства лучше всего сохранилась на западном берегу Нила, напротив Фив, в долине, которая носит название Дейр-эль-Медине. Здесь еще в начале XVIII династии было создано поселение ремесленников, сооружавших царские гробницы. При Тутмесе I поселение состояло из 40 жилищ, разделенных улицей. Поселок окружала семиметровая кирпичная стена. После того как при Тутмесе III поселок был расширен, стены передвинули. Во времена Эхнатона жителей поселка переселили в новую столицу Ахетатон, и они вернулись сюда лишь после смерти фараона-реформатора. При фараонах XIX династии поселок расширялся уже за пределами стены.
Новое царство. Поселок ремесленников в Дейр-эль-Медине. Разрез жилого дома
Дома ремесленников в поселке построены вплотную друг к другу. Площадь каждого из них колеблется от 60 до 180 м2. Обычно они состоят из четырех помещений. Напротив входа в дом находилась небольшая комната культового назначения, дальше располагалась парадная комната с одной-двумя колоннами, поддерживавшими потолок.
Пол был глинобитный, освещение устраивалось в кровле. Парадная комната соединялась со спальней. В самой глубине дома располагалась кухня, оборудованная хлебной печью и зернохранилищем. Плоская кровля дома не покрывала кухню; покрытием кухни служил легкий навес, пропускавший дым и укрывавший от солнца. Из кухни вела лестница на кровлю дома, где спали в жаркое время года. Стены дома сооружались из кирпича-сырца или мелкого камня. Колодцев при домах не было, и воду приходилось доставлять из Нила на ослах.
Поселок в Дейр-эль-Медине просуществовал до начала XXI династии, а потом был внезапно покинут, возможно под натиском вторгшихся в страну ливийцев.