Урарту. Храмы - История архитектуры

История архитектуры
Перейти к контенту

Урарту. Храмы

Рабовладельческое общество > Закавказье > Государство Урарту
    В течение длительного периода своего существования урарты создали различные типы культовых построек.
    Храмы имели прямоугольные, в поперечном или в продольном развитии, и квадратные планы.
Урарту. Арин-берд. Храм бога Халди. Реконструкция фасада
Урарту. Арин-берд. Храм бога Халди. Реконструкция фасада
    Храм бога Халди на Арин-берде представляет собой тип храмовых построек, развитый по поперечной оси прямоугольника. В плане храм состоит из большого зала (8X37 м), одного смежного с ним подсобного помещения и помещения с лестницей, ведущей к башне, входящей в состав храма.
    Перед залом устроен 12-колонный портик, придающий фасаду вертикальную устремленность и легкость. Ажурной колоннаде фасада из шести парных колонн противопоставлена монументальная башня, напоминающая зиккурат. Она сооружена в соответствии с мессопотамской традицией, по которой храм, посвященный главному божеству, должен был иметь башню.
    Раскопками установлено, что интерьеры храма и его портика имели богатое убранство. Стены были украшены многокрасочными росписями, включающими изображения богов, геометрический и растительный орнамент.
Урарту. Арин-берд. Храм бога Халди. План
Урарту. Арин-берд. Храм бога Халди. План
    Весьма любопытной деталью этого зала был пол, выложенный из деревянных дощечек, очень близких к современному паркету.
    Другое новшество — членение внутреннего пространства на три нефа двумя рядами деревянных колонн.
    Принадлежащий к данному типу Ташбурунский храм примечателен апсидой, являющейся непосредственным продолжением продольных стен.
Урарту. Ташбурун. План храма
Урарту. Ташбурун. План храма
    Урартские храмы тесно связаны с древневосточной традицией. Так, первый тип сооружений довольно определенно несет печать древневосточного принципа развития здания вширь (храмы в Упи, храм Абу в Эшнунне, храм Иштар в Вавилоне, храм в Телль-Халафе), особенно ясно чувствуется его связь с северо-сирийским бит-хилани. Второй тип урартских храмов (Суси, Мусасирский), представляющий собой в плане прямоугольник, развитый по продольной оси, также связан со многими древневосточными памятниками. Эта постройка восходит к зданию типа мегарона.
    Храм Суси построен в VIII в. до н.э. царем Аргишти I и посвящен богу Иубша, как об этом гласят две клинописи, сделанные по сторонам входа. Суси представляет собой небольшое сооружение 10X13,45 м, по наружному обходу. Перекрытие было плоским. Объем храма Суси лаконичен, как это и следует из прямоугольного плана сооружения. Лишь в средней части главного фасада, где устроен дверной проем, фасад отступает вглубь на 0,27 м. Наружная масса храма, как и внутреннее пространство, обрисовывают строго симметричную геометрическую форму.
Урарту. Арин-берд. Храм Суси. Вход в храм
Урарту. Арин-берд. Храм Суси. Вход в храм
Урарту. Арин-берд. Храм Суси. План
Урарту. Арин-берд. Храм Суси. План
    Храм сложен из кирпича-сырца и покрыт штукатуркой, окрашенной в синий цвет. Поверху шел расписанный фриз. Из тесаного камня выложены обрамления дверей и цоколь.
    Внутри храма и снаружи (в средней части перистильного двора) стояли жертвенники. Возможно, что интерьер освещался верхним светом через отверстие, устроенное в потолке.
    Другой храм данного типа, известный по ассирийскому рельефу из Дур-Шаррукина, был посвящен верховному богу Халди в городе Мусасире, или Ардине (IX в. до н.э.). Фасад, изображенный ассирийским художником, имеет четкие и лаконичные формы. Он представлял собой колоннаду из шести колонн, стоящих в ряд на подиуме и был завершен фронтоном, увенчанным копьем.
    Высокий подиум имел по главному фасаду ступени, ведущие на платформу. За колоннадой, на центральной оси храма, находился главный вход. Храм обогащен монументальными статуями, изображающими привратников с копьями в руках. Они поставлены симметрично по обе стороны входа. Слева от входа стояло скульптурное изображение коровы с теленком. Согласно ассирийскому тексту луврской таблички, эту группу дополняла также скульптура быка, не изображенная, однако, на рельефе.
Урарту. Мусасир, конец IX в. до н. э. Рельефное изображение храма бога Халди
Урарту. Мусасир, конец IX в. до н. э. Рельефное изображение храма бога Халди
    Наличие монументальной скульптуры по фасаду придавало храму черты торжественности. Дополнительным украшением служили вывешиваемые на стенах и колоннах бронзовые и золотые щиты, покрытые резьбой. Как правило, эти щиты подносились богам, обычно богу Халди, и становились одним из элементов декорации храма.
    Горизонтальные тяги, членящие стены и стволы колонн, являются другим элементом декорации. Такое дробление свободно стоящей вертикальной опоры, к тому же не имеющей ни базы ни капители, показывает, что ордерное построение на данной стадии развития урартской архитектуры не получило достаточного выражения.
    Третий тип урартского храма — храм, квадратный в плане (Алтын-тепе, Азнавур-тепе, Топрах-кале), не имеет аналогий в арсенале культовых построек Древнего Востока. Однако то, что этот тип храма близок к распространенным в Урарту сооружениям, не вызывает сомнений (костяная модель башни из Тейшебаини, рельеф башни на бронзовой пластинке из Топрах-кале и на дне чаши из Тейшебаини).
    Все упомянутые храмы сохранились лишь в развалинах, представляющих собой два-три нижних ряда кладки, по которым достаточно точно реконструируются планы зданий. Почти все планы не только идентичны по построению, но и близки по размерам.
Урарту. Алтын-тепе. План храма
Урарту. Алтын-тепе. План храма
    Лучше всех остальных сохранился храм на Алтын-тепе, квадратный в плане, имеющий 13,9×13,9 м по наружному обходу и 5,2X5,2 м по внутреннему.
    У противоположной от входа стены на том месте, где в храме Суси находился жертвенник, устроен каменный пьедестал (1,45×1,95 м). Известно, что в урартских культовых церемониях особое место занимали жертвоприношения рогатого скота (может быть и человека), подношения богам различной утвари, оружия, доспехов и т. д. Установлено также, что жертвы приносились как внутри храма, так и перед главным фасадом, где также стоял жертвенник. Жертвенники устанавливались кроме храмов и святилищ также и в больших складах-амбарах (Тейшебаини).
    В районе Тушпы, на холме Топрах-кала, найдены остатки храма. Этот храм стоял на платформе размерами 21X13,5м, высотой 4,5—5 м, сложенной из массивных рустованных глыб известняка. Обнаружены также части стен, состоящие из блоков светло-серого и почти черного камня, которые чередовались в шахматном порядке.
    О внешнем виде урартских храмов можно судить по ассирийскому изображению храма в Мусасире, сооруженного, вероятно, в конце IX в. до н. э. Остатки храма на Топрах-кала подтверждают реальность ассирийского изображения и помогают представить себе храм Мусасира в двуцветном материале. Двускатная крыша, увенчанная копьем, отличает этот храм от современных ему зданий Месопотамии. На фасаде храма показано 6 столбов или колонн (возможно даже пилястр) без капителей и баз, но с делящими их на несколько частей горизонтальными валиками. На столбах, как и на стенах храма, изображены декоративные щиты, подобные щитам Кармир-блура, а также щиты с сильно выступающими головами животных.
    Фасад храма был украшен бронзовыми статуями воинов с копьями, стоявшими по сторонам входа. Перед фасадом находилась скульптурная группа, изображавшая корову, кормящую теленка.
    В целом архитектурные памятники Урарту отличаются рядом характерных черт. Громадные гладкие поверхности стен монументальных урартских крепостных и дворцовых сооружений, симметрично расчлененные башнями и контрфорсами, производят впечатление огромной мощи и величия. Это впечатление усиливается выбором места их расположения на стратегически выгодных естественных холмах, как бы заменяющих искусственные террасы Месопотамии. В архитектуре же храмов подчеркивались основные элементы, связанные с конструктивным решением: подий, опоры, фронтон. В этом смысле храм Мусасира был новым словом в кругу сопредельных с Урарту стран, хотя в странах, лежавших дальше к западу, эти достижения были известны. Свидетельствуя о больших достижениях строителей, памятники Урарту указывают на преемственность последующей архитектуры народов Закавказья от древнейшего зодчества.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому