Государство Фунань
Рабовладельческое общество > Юго-Восточная Азия
Сохранившиеся следы человеческой деятельности на территории Индокитайского полуострова относятся к середине V тысячелетия до н. э. Археологические раскопки в Самронг Сен и Лонгпрао (территория современной Камбоджи) свидетельствуют о довольно высокой неолитической культуре.
При помощи аэрофотосъемок местности удается выявить небольшие круглые в плане поселения, укрепленные земляными стенами или окруженные узкими канавами по периметру. Жилища неолитических поселений были круглые или прямоугольные в плане с поднятым полом и террасой. Покрытие было двускатным или конусообразным. На огороженных участках рассеяны ансамбли мегалитических построек. Памятники мегалита представлены шлифованными камнями с магическими знаками, менгирами с фаллическими символами, дольменами, в которых помещены керамические, а позднее (V-I в. до н. э.) бронзовые урны (стоянка Млоу Прей, территория Камбоджи). Памятники мегалита указывают на их связь с фаллическим культом и культом предков. Культура Самронг Сен явилась первоисточником цивилизации мегалита в Индокитае.
Успехи мореплавания во II-I вв.до н.э. привели в Юго-Восточную Азию индийских торговцев, которые застали аборигенов прибрежных районов Индокитая на стадии разложения родо-племенных отношений и формирования классового общества. Общение с Индией ускорило процесс разложения первобытно-общинного строя и создания на рубеже нашей эры ряда государств у народов мон-кхмерской группы. Так к началу I в. н. э. возникло крупное государство Фунань, занимавшее центральную и южную части Индокитайского полуострова, берега Сиамского залива, Малаккский полуостров, возможно и южную Бирму.
Ок-Ео, II в. н .э . Генеральный план
Раскопки в Ок-Ео, морском порту державы, свидетельствуют об интенсивном торговом обмене на огромном пространстве от Рима до Китая. Расположение страны в зоне взаимодействия более развитых цивилизаций сыграло немаловажную роль в развитии архитектуры Фунани. В сфере влияний на фунаньское зодчество известная роль принадлежит Индии. Однако несмотря на заимствование опыта индийских зодчих, .строительные приемы подвергались коренной переработке с применением их к местным условиям и возможностям строительных материалов, к духовным и эстетическим потребностям фунаньского общества
Восприятие фунаньцами достижений индийских зодчих на различных исторических этапах протекало по-разному. С I по II в. н. э. основную роль в фунаньском зодчестве играли местные элементы, основывающиеся на древних строительных традициях, а индийское влияние было незначительным и выражалось в сходстве планов городов. В III-IV вв. заметно усилилось индийское влияние на культовую архитектуру Фунани; градостроительные принципы, напротив, отходят от индийских канонов, гражданская архитектура непрерывно продолжает местные традиции.
Морской порт Ок-Ео (II в. н. э.) имел прямоугольный план с соотношением сторон 1:2 (примерно 3000X1500 м2) и был разрезан прямоугольной сетью улиц. Вдоль длинной стороны с севера на юг город пересекался каналом, по обе стороны от которого располагались постройки. Городской канал тянулся на 2 км и за пределами города, где соединялся с морем. Этот канал входил в сложную сеть пересекающихся прямолинейных каналов, идущих в направлении северо-восток и юго-запад, что соответствовало направлению основных торговых путей через Фунань. Устья наиболее крупных каналов укреплялись гранитными стенами и земляными насыпями.
По периметру город укрепляли два земляных вала, по верху которых шел частокол из бревен. Фортификация южной стороны, обращенной к морю, была выше и массивнее, так как ограждала город еще и от воды во время разливов. Схема плана Ок-Ео несколько напоминает североиндийскую Таксилу (поселение Сиркапа, 50 г. до н. э . — 150 г. н. э.), хотя размерами почти вдвое превосходит последнюю. Принцип планировки, ориентация и конструкция укреплений сходны у этих городов, за исключением того, что Ок-Ео с севера на юг пересекал продольный канал, а Таксилу рассекала широкая улица.