Храм царицы Хатшепсут - История архитектуры

История архитектуры
Перейти к контенту

Храм царицы Хатшепсут

Рабовладельческое общество > Древний Египет > Новое царство
Новое царство. Дейр-эль-Бахри. Храм Хатшепсут. Общий вид
Новое царство. Дейр-эль-Бахри. Храм Хатшепсут. Общий вид
    Хатшепсут воздвигла свой заупокойный храм в северной части Дейр-эль-Бахри, рядом с заупокойным храмом Ментухотепа, и во многом повторила его. Стремление приблизить храм к памятнику основателя фиванской династии Ментухотепа было вызвано желанием Хатшепсут подчеркнуть преемственность своей власти от великих предков.
    Хатшепсут, прославленная женщина-фараон, заняла престол не по праву. Она была дочерью фараона Тутмеса I и женой своего единокровного брата Тутмеса II; у Тутмеса II был сын от женщины нецарского рода, Тутмес III. После смерти отца Тутмес III был обручен со своей сестрой и объявлен фараоном при регентстве Хатшепсут. Но Хатшепсут не довольствовалась ролью регентши. Отстранив Тутмеса III, она захватила престол и в течение 27 лет была владычицей Египта.
Храм царицы Хатшепсут. Дейр-эль-Бахри. Сфинкс Хатшепсут
Храм царицы Хатшепсут. Дейр-эль-Бахри. Сфинкс Хатшепсут
 Храм царицы Хатшепсут. Дейр-эль-Бахри. Фрагмент нижнего портика с осирической статуей
Храм царицы Хатшепсут. Дейр-эль-Бахри. Фрагмент нижнего портика с осирической статуей
    Храм Хатшепсут явился важным этапом в истории египетского зодчества. Принципиальное отличие архитектуры этого храма от сооружений Среднего царства особенно ясно выступает при сравнении храма Хатшепсут с близким ему по планировке и оформлению храмом Ментухотепа. Так же как храм Ментухотепа, храм Хатшепсут расположен на трех террасах. Горизонтальные линии террас сочетаются с вертикалями портиков; цельность архитектуры храма подчеркивается дикостью окружающих скал. Вместе с тем в отличие от заупокойных храмов Среднего царства в храме Хатшепсут не было погребения. Это обстоятельство во многом определило своеобразие храма. По сравнению с храмом Ментухотепа он менее суров и богаче декорирован.
    От молельни в долине к террасам храма Хатшепсут ведет длинная дорога, по сторонам которой через каждые 10 м стояли высеченные из песчаника статуи сфинксов. В них образ фараона воплощен со всеми атрибутами царского достоинства — клавтом, подвесной бородой, только вместо лица непреклонного владыки у сфинксов красивое, нежное лицо женщины. На белых пьедесталах ярко выделялись желтые тела сфинксов с головами, обрамленными клавтами в красных и синих полосках. На пьедесталах высечены изображения пленных, символизирующие победы, одержанные Хатшепсут.
Храм царицы Хатшепсут. Дейр-эль-Бахри. Верхний двор
Храм царицы Хатшепсут. Дейр-эль-Бахри. Верхний двор
Дейр-эль-Бахри. Комплекс заупокойных храмов. Генеральный план
Дейр-эль-Бахри. Комплекс заупокойных храмов. Генеральный план
    Дорога приводит к нижней террасе, на которой расположен первый двор храма. Он был обсажен деревьями и имел пруд, заросший папирусами. С западной стороны двор обрамлен портиком, разделенным на две части монументальной лестницей. На боковых стенах лестницы были высечены фигуры львов — стражей входа. Второй двор, расположенный на средней террасе, подобно первому, имеет портик с двумя рядами четырехгранных колонн по 22 колонны в каждом ряду. Стены портика украшены рельефами, рассказывающими о возвращении экспедиции из страны Пунт (современное Сомали).
    Большие многовесельные суда с парусами подплывают к берегу, капитан дает последние приказания команде, грузчики уже приступили к перенесению сокровищ: благовонных масел в плотно закупоренных сосудах, диковинных плодов, деревьев в кадках. Привязав к кадкам веревки и продев через веревки палку, слуги несут деревья для посадки. Вместе с египтянами приехали на поклон к царице вождь страны Пунт и его жена, толстая коротконогая женщина. Рельефы отличаются ясностью контуров, тщательной передачей деталей, нежной, теплой гаммой расцветки.
Храм царицы Хатшепсут. Дейр-эль-Бахри. Северная колоннада
Храм царицы Хатшепсут. Дейр-эль-Бахри. Северная колоннада
Храм царицы Хатшепсут. Дейр-эль-Бахри. Галерея средней террасы
Храм царицы Хатшепсут. Дейр-эль-Бахри. Галерея средней террасы
    К нижней террасе храма Хатшепсут примыкают два маленьких святилища; одно из них посвящено богу-шакалу Анубису, другое — богине-корове Гатор. Святилище Гатор имеет два зала. Потолок первого зала поддерживают 32 колонны с капителями в виде головы женщины с ушами коровы — так называемыми гаторическими капителями. Во втором, маленьком зале стояли две колонны; этот зал имел проходы в боковые ниши и в святилище.
    Портик второго двора храма Хатшепсут, как и первого, был разделен лестницей, которая вела на вторую, среднюю террасу. Снизу террасу окружала балюстрада, украшенная скульптурными изображениями змей-кобр, символизировавших богиню Северного Египта Буто. На спине у Буто сидел сокол — символ Бехудти, бога города Южного Египта Эдфу. Перед лестницей, ведущей на третью, верхнюю террасу, стояли сфинксы, высеченные из розового гранита.
Храм царицы Хатшепсут. Дейр-эль-Бахри. Святилище Гатор. Гаторическая капитель
Храм царицы Хатшепсут. Дейр-эль-Бахри. Святилище Гатор. Гаторическая капитель
    Верхняя терраса со всех сторон была обнесена колоннадой, образовывавшей внутренний двор; в глубине его, в стене за колоннадой было вырублено 18 ниш для статуй царицы, изображенной в виде бога Осириса. Вход во двор закрывался гранитными дверьми. Ко двору примыкало несколько молелен; одна из них была посвящена отцу Хатшепсут фараону Тутмесу. Для придания особой значимости храму по бокам верхней террасы высились пятиметровые осирические статуи Хатшепсут, видимые с самого берега Нила.
Храм царицы Хатшепсут. Дейр-эль-Бахри. Святилище Гатор. Фрагмент первого зала
Храм царицы Хатшепсут. Дейр-эль-Бахри. Святилище Гатор. Фрагмент первого зала
Рисунок головы архитектора Сенмута
Рисунок головы архитектора Сенмута
Храм царицы Хатшепсут. Дейр-эль-Бахри. Фрагмент интерьера среднего портика
Храм царицы Хатшепсут. Дейр-эль-Бахри. Фрагмент интерьера среднего портика
    Скульптуре была отведена очень большая роль в оформлении храма: около четырехсот статуй украшали дворы и святилища, прекрасные рельефы покрывали стены портика. Особую декоративность скульптуре и всему храму придавала полихромия. Статуи и рельефы были раскрашены, яркая роспись покрывала потолки. Как свидетельствует надпись на заупокойной стеле начальника царских мастерских Хатшепсут Тхути, наружные двери храма были сделаны из черной меди с инкрустациями из электра, а внутренние — из кедра, наосы для статуй — из золота и серебра.
    Золото и серебро использовали также для отделки полов. Изделия из драгоценных металлов, черного дерева, алебастра и бронзы дополняли убранство храма. Важная роль колонн не только во внутреннем, но и в наружном оформлении храма, обилие статуй и рельефов, богатство полихромии, декоративность, роскошь убранства, разнообразие материалов — все эти черты, присущие храму Хатшепсут, типичны для храмовой архитектуры Нового царства.
    Храм в Дейр-эль-Бахри был построен по проекту и при непосредственном участии архитектора Сенмута. Как видно из его титула «Наследный князь, единственный семер, хранитель печати, начальник сокровищницы, начальник дома Амона, начальник таинств в доме Амона, начальник житниц Амона, руководитель всех работ царя, великолепный в создании памятников царя обеих земель, жрец Амона, начальник стад Амона, руководитель праздников, воспитатель старшей царицы», Сенмут занимал важный пост при дворе Хатшепсут.
    Он возводил для царицы храмы в разных местах Египта, но особое значение зодчий придавал храму в Дейр-эль-Бахри, который должен был обессмертить его имя. В ряде мест на стенах храма он велел высечь свое изображение и начертать свое имя. Сохранилась статуя сидящего Сенмута с царевной, дочерью Хатшепсут, на коленях. Выразительно лицо Сенмута с поджатыми губами, прямым подбородком и характерным горбатым носом. Сенмут был одним из величайших архитекторов Древнего Египта: созданный им памятник до сих пор поражает гармонией и совершенством композиции.
Статуя Сенмута с дочерью царицы Хатшепсут
Статуя Сенмута с дочерью царицы Хатшепсут

Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому