Всеобщая история архитектуры
Предметом всеобщей истории архитектуры является изучение архитектуры всех времен и народов; при этом, конечно, нельзя ограничиваться кругом отдельных стран; необходимо осмыслить развитие зодчества целых культурно-исторических эпох.
Неолит. Пуэбло Бонито. Общий вид (реконструкция)
Cогласно теории, которая все архитектурные стили разделяет на "исторические" и "внеисторические" (Флетчер), первые образуют у Флетчера преемственность развития "средиземноморской" культуры от Египта через Грецию и Рим к Средневековью, Ренессансу, барокко и классицизму; ко вторым причисляется вся архитектура стран Дальнего Востока, а также архитектура всех в недавнем прошлом зависимых и колониальных стран.
Используем возможность более точно проследить пути, по которым совершалось развитие мирового зодчества.Зодчество народов Средней Азии, Ирана и арабских стран составляет не менее важную линию развития, включающую в некоторые периоды и архитектуру народов всей Передней Азии и Северной Африки. Архитектура народов южной и юго-восточной Азии — от Индии до Индонезии — составляет еще одну из важнейших линий развития мировой архитектуры. Наконец, зодчество Китая, народов Центральной Азии, Монголии, Кореи и Японии резко отличающееся от предыдущих, вносит свой крупный вклад в развитие мировой культуры. Глубоко своеобразная архитектура была также создана народами Центральной и Южной Америки.
Обладая своими особыми характерными чертами, развиваясь сообразно своим внутренним закономерностям и взаимно обогащая друг друга, указанные группы культур создали огромные ценности архитектурного наследия, входящие в общую сокровищницу развития мирового зодчества.
Любая нация, все равно — большая или малая, имеет свои качественные особенности, свою специфику, которая принадлежит только ей и которой нет у других наций. Эти особенности определяют тот своеобразный вклад, который вносит каждая нация в общую сокровищницу мировой культуры. Каждый народ, даже будучи подавлен более могущественными соседями, продолжает, — если он имеет для этого хотя бы самые малые возможности, — создавать самостоятельные и своеобразные культурные и художественные ценности и нередко даже оказывает воздействие на культуру своих завоевателей. Последнее особенно ярко сказалось в тех гигантских империях рабовладельческого и феодального периодов, которые не имели социальных корней в завоеванных областях и представляли временные и непрочные военноадминистративные объединения.
Поэтому всегда и везде наука ищет не одностороннего влияния одной культуры на другую, но стремится найти живое взаимодействие культур. Более того, всюду, где это возможно, ученые стремятся установить характер архитектуры тех народов, которые были подавлены в ходе истории и не могли развить в последующем то, что было ими сделано в период самостоятельного развития. Впервые получает освещение архитектурное наследие всех народов мира, создавших значительную архитектуру, в том числе народов угнетенных, история которых не дошла до нас в письменных источниках, народов, побежденных в исторической борьбе, порабощенных или уничтоженных и не оставивших о себе иных исторических свидетельств, кроме архитектурных памятников.
Мегалитические сооружения. Менгиры в Бретани
Давая общую достаточно широкую картину мирового архитектурного развития, ученые уделяют, однако, больше внимания памятникам и зодчим прогрессивных периодов развития архитектуры. К их числу относится античная классика, в особенности греческая; ценным является для нас и наследие античного Рима, развившего созданные греками типы общественных сооружений для обслуживания огромных масс людей. Не меньшее значение имеет и наследие эпохи Возрождения…
Наряду с классическим наследием мы обстоятельно изучаем и наше национальное наследие, развивая которое, народы России взаимно обогащают друг друга своими ценностями, создают новую архитектуру. Большое значение имеет также изучение истории архитектуры непосредственно предшествующей нам эпохи империализма, когда создавались все типы зданий, сооружений и городов, которыми мы пользуемся и в настоящее время.
История архитектуры начинается с первых шагов строительной деятельности человека, на ранних стадиях развития человеческого общества, когда можно наблюдать одновременно появление одинаковых типов сооружений и конструктивных приемов в самых отдаленных друг от друга странах, не имевших между собой никаких связей. Возникновение их объясняется не заимствованиями, но тем, что они были вызваны к жизни одинаковыми общественными потребностями, при одинаковом уровне развития производительных сил и при сходных жизненных условиях. Из этого следует, что в наиболее древних культурах экономические и культурные связи не играли еще значительной роли в формировании архитектуры.
Развитие архитектуры на более поздних стадиях совершалось при наличии все более и более развивающегося торгового обмена и культурных связей; оно зависит прежде всего от творчества каждого народа, принимающего извне только то, что отвечает его материальным и духовным потребностям. Глубокий анализ произведений архитектуры, обнаруживая внутренние закономерности ее развития, вскрывает одновременно связи с зодчеством предшествующих эпох; он позволяет, по существу, разобраться в трудном вопросе становления, развития и преемственности архитектурных типов и форм, многие из которых восходят к давно исчезнувшим из строительной практики конструктивным и художественным приемам. Однако этим далеко не исчерпываются задачи истории архитектуры.
Изучение архитектуры большинства эпох правильнее начинать с изучения народных жилищ, потому что чаще всего развитие зодчества идет от простого к сложному и в сложных формах дворца или храма иногда можно угадать основу, идущую от простой хижины.
Традиции народного зодчества оказывали значительное воздействие на архитектуру господствующих классов, которая в периоды своего прогрессивного развития нередко использовала опыт народного зодчества. Поэтому анализ развития типа уникального здания не может быть подлинно научным без установления связей его с формами народного зодчества.
Развитие архитектуры движется неравномерно и переживает иногда периоды бурного подъема, свидетельствующие о накоплении внутренних творческих сил, или, наоборот, упадок, обнаруживающий материальное и духовное оскудение. Расцвет архитектуры зависит от накопления знаний, методов, приемов строительной техники и художественного творчества, от связи профессионального мастерства с народным искусством и т.п.
Претерпевая обычно изменения при сменах эпох общественного развития, архитектура обогащается новыми типами зданий и сооружений, а также новыми формами, отвечающими новому содержанию. Наличие преемственности, сохранение и передача строительно-технических и архитектурно-художественных достижений прошлого, используемых каждой новой эпохой в соответствии со своими новыми общественными потребностями, указывает на существование в архитектуре также и относительно устойчивых ценностей — некоторых технических и художественных средств, выработанных предшествовавшими поколениями. Примером может служить созданная античностью ордерная система, используемая с известными видоизменениями едва ли не каждой последующей эпохой.
Услуги салона красоты - "На Клавишах". Профессиональный маникюр и педикюр от лучших мастеров города.