Майя. Копан
Рабовладельческое общество > Америка. Этапы развития
Копан, VIII в. Генеральный план центра города 1 — Главная площадь; 2 — Средняя площадь; 3 — площадь Лестницы иероглифов; 4 — Западная площадь; 5 — Восточная площадь
Одним из выдающихся городов был Копан, возникший на берегу реки, среди гор — самый южный культовый центр майя «классического периода». Город пережил девять перестроек, самый последний слой относится к VIII-началу IX в. Постройки облицованы блоками зеленоватого туфа, несовершенство кладки скрывал слой известковой штукатурки. В состав города входят кроме главной 16 групп монументальных построек, иногда значительно удаленных от нее (так, одна из них отстоит от главной группы на 11 км).
Главная группа состоит из расположенного на холме высотой 40 м акрополя и подходящей к нему с севера огромной, более низкой платформы, культовые сооружения которой образуют три большие открытые площади. Ансамбль простирается по берегу реки, размывшей оформленный в виде ступеней склон холма, несущего акрополь.
Построение ансамбля свидетельствует о замечательном понимании майя принципов организации больших, предназначенных для многолюдных сборищ пространств с помощью простых по общим контурам объемов.
В отличие от Тикаля сооружения Копана теснее связаны между собой. Их части являются взаимным продолжением и, как правило, не мыслятся одна без другой. Храмы не имеют декоративных гребней, подобных гребням храмов Тикаля, святилища построены на более низких пирамидах.
С севера посетителя встречала Главная площадь, по-видимому, место собрания племени. Она была с трех сторон окружена ступенчатыми местами для зрителей и украшена многочисленными резными стелами и алтарями. С нее в южном направлении открывалась далекая перспектива со стадионом на первом плане и величественными храмами акрополя на втором.
Покрытый богатым декором стадион был хорошо виден со ступеней у подножия двух храмов и с огромной 90-метровой ширины лестницы, ведущей на акрополь с нижней платформы. В отличие от святилищ Тикаля святилища симметричных храмов стадиона имели развитые интерьеры. Стадион и лестница на акрополь фланкировали площадь Лестницы иероглифов.
Лестница иероглифов принадлежала храму 26 (756 г.) и вела к однокамерному святилищу на вершине пирамиды. Каждый подступенок, содержащий 63 ступени лестницы (ширина 8 м), имел надпись из иероглифов (всего в надписи было около 2,5 тыс. знаков). Это самая длинная, вырезанная из камня надпись майя. Подобные надписи встречаются на ступенях храмов городов Иашчилан и Наранко.
По бокам лестницы тянулись балюстрады с резными изображениями змей и сов. Через каждые 10-12 ступеней, посередине лестницы, как стражи подступов к храму, возвышались сидящие двухметровые статуи жрецов. У подножия лестницы находятся резной алтарь и стела. По южной стороне пирамида 26 примыкала к акрополю и сливалась с ним.
Группу сооружений акрополя со стороны северной большой платформы возглавлял храм 11 (756 г.), у подножия которого находилась широкая лестница. Массивное, богато украшенное резьбой святилище, видимо, было двухэтажным; в толще стен его, прорезанных узкой галереей, были размещены небольшие камеры. Главный, северный фасад и оба боковых имели входы.
Над сооружениями акрополя доминировала пирамида 16, выходящая на обе его (Западную и Восточную) площади. По построению она имела много общего с пирамидой 26. Ее уступы продолжались в уступах храма 11, замыкая Западную площадь с севера и востока. По другим сторонам площадь окружали второстепенные здания.
Восточную площадь, еще более замкнутую и изолированную, по трем сторонам огибали широкие лестницы, из которых наиболее значительна лестница Ягуаров на западной стороне. Северную сторону Восточной площади венчал обращенный к ней храм 22 (771 г.), посвященный, видимо, планете Венере. Храм в изобилии был украшен скульптурой, вход был сделан в виде разверстой змеиной пасти.
Вместе с двумя другими меньшими святилищами на той же ступенчатой платформе храм 22 со стороны расстилавшейся с севера низины композиционно уравновешивался с храмом 11. Центром открывающейся с низины панорамы акрополя был находящийся между храмами 11 и 22 храм 26. На продолжении его ступеней покоились храмы группы 22. Обилие лестниц, окружающих площади, объясняется тем, что они использовались в качестве мест для зрителей.
Копан, VIII в. общий вид