Юго-Восточная Азия. Северо-восточное влияние
Рабовладельческое общество > Юго-Восточная Азия
Если страны центральной и западной части Юго-Восточной Азии, куда вошли Бирма, Камбоджа, Индонезия, южный и центральный Вьетнам, в древние века были подвержены индийскому влиянию, то развитие архитектуры северо-восточных частей Индокитайского полуострова шло другим путем.
Слияние северных переселенцев с местными племенами на территории современного Бакбо (территория северного Вьетнама) привело к созданию в IV-III вв. до н. э. самостоятельной культуры бронзы Донг-Сон, отдельные предметы которой указывают на существовавшие тогда связи этой культуры с другими цивилизациями, в том числе китайской. В середине III в. до н. э. объединение племен, живших в дельте и по среднему течению реки Красной, входит в состав государства Аулаксо столицей в городе Колоа. Во II в. до нашей эры Китай захватил территорию Аулака, население которого в течение ряда столетий вело борьбу за свою независимость. В VI в. в северном Вьетнаме образовалось независимое государство Вансуан, которому периодически приходилось отстаивать свою свободу.
Расцвет самостоятельной архитектуры на территории центрального Вьетнама падает на IV-VI вв. н. э. и связан с государством тямов. Для развития тямской архитектуры характерен уже процесс взаимообогащения не со стороны культуры Индии и Китая, а со стороны внутренних взаимодействий и взаимовлияний самих стран Юго-Восточной Азии, в данном случае Камбоджи.
В целом, страны Юго-Восточной Азии прошли чрезвычайно сложный процесс становления и поисков путей развития архитектуры в последние века до нашей эры и в первые века нашей эры. Этот процесс был насыщен сплетением местных традиций строительства, местных художественных культур с привносимыми извне близкими или чуждыми строительными приемами, космогоническими идеями, религиозными концепциями и их образно-художественной трактовкой в культовой архитектуре.
Культурные связи с Индией оказали большое и положительное влияние на ранние периоды развития зодчества в большинстве стран Юго-Восточной Азии. Однако они не явились решающими в развитии собственной архитектуры этих стран, они лишь больше определили и выявили пути развития самостоятельного архитектурного творчества народов Юго-Восточной Азии. В дальнейшем архитектура каждой из этих стран развивалась по собственному пути, сообразно внутренним закономерностям и особенностям социально-экономического и государственного развития.