Пещерные чайтьи, интерьер
Рабовладельческое общество > Юго-Восточная Азия
Современное жилище аборигенов — прототип чайтьи
Ранние буддийские храмы чайтья, высеченные в скалах в III-II вв. до н.э. в Сити Мархи (Сон-Бхандоре), в Ломас Риши (скалах Барабара, штат Бихар), обнаруживают необычайное сходство с современным жилищем аборигенных племен тода.
Продолговатое в плане жилище тода имеет сводчатое перекрытие, устланное толстым слоем тростниковой соломы. С одного торца подковообразного очертания между каркасными стойками прорезан входной проем. В пещерном храме в Ломас Риши помещение, тоже вытянутое, в плане перекрыто сводом и имеет вход с торца.
Свод в пещерном храме Ломас Риши выполнен из досок, согнутых по длине дугой, сложенных в несколько рядов и подпертых снизу в продольном направлении брусками. Наклоненные внутрь столбы сдерживают внутренний распор свода. Довольно сложные и разнообразные конструктивные системы сводчатых перекрытий встречаются в буддийских монастырях: в Кондейне — I в. до н. э., а также в Бхадже — II в. до н. э.
В чайтье Бхаджи воспроизведена в камне деревянная конструкция соединенных между собой, наклоненных также внутрь, вертикальных опор и изогнутых, поставленных на ребро, досок свода, по которому уложены в продольном направлении рейки и потолок верхнего сводчатого покрытия. Более усовершенствованный вид сводчатого покрытия, поддерживаемого деревянными арочными строительными фермами, разработан в Кондейне.
Невиданными в истории мирового зодчества являются уцелевшие деревянные стропильные фермы двухтысячелетней давности, прикрепленные к сводчатому потолку , высеченной в скале чайтьи в Карли (I в. до н.э.). Здесь каменщики, вероятно, затрудняясь воспроизвести в скале ставшую канонической, сложную деревянную решетчатую систему, были вынуждены для полной иллюзии привычного вида подобного здания подвесить к каменному своду деревянную конструкцию. В крупных по размеру чайтьях с большим пролетом внутри ставились столбы, и центральная часть здания могла быть приподнята, создавая дополнительную возможность освещения при помощи верхних боковых световых проемов.
Карли. Буддийский храм — чайтья, I в. до н. э. Общий вид
Карли. Буддийский храм — чайтья, I в. до н. э. Интерьер
О внешнем облике подобного здания дает представление высеченная из монолита скалы так называемая ратха Бхима в Махабалипураме VII в. (штат Мадрас). Вероятно, в ратхе Бхимы была воспроизведена одна из ранних форм своеобразной индийской базилики, легший в основу типичной буддийской чайтьи. Трехнефный зал был, как правило, завершен в торце апсидой, в которой ставилась ступа. Центральный неф по ширине намного превосходит боковые.
Композиция плана буддийского храма типа чайтьи с течением времени усложнялась и совершенствовалась, превращаясь в целый комплекс, состоящий из молельни со ступой внутри, открытого вестибюля и внутреннего огороженного дворика. Перед входом в такой ансамбль для торжественности нередко ставились одна или две колонны со скульптурным завершением. Стена, отделяющая вестибюль от дворика, и ограда двора в скальных чайтьях сооружались из кирпича и дерева и потому во многих случаях не уцелели (сохранились лишь в чайтье Кришнаджири в Канхери, II в. до н. э.).
Карли. Буддийский храм — чайтья, I в. до н. э. продольный разрез, план
Классическим примером чайтьи развитого типа может служить пещерная чайтья в Карли (I в. до н. э.). Она превосходит все остальные не только размерами (длина 38,4 м, ширина 13,7 м, высота 14 м в то время как чайтьи в Бедсе, Аджанте № 9 и Насике одинаковы по ширине, равной 6,4 м, высоте 7 м и длине от 12 до 14 м), но главным образом совершенством пропорций, общей композиции и пластического убранства. Строительство заняло более 50 лет.
Махабалипурам. Ратха Бхима, VII в. Монолитное сооружение типа чайтьи
О наличии в прошлом внутреннего дворика можно лишь догадываться. Уцелел один отдельно стоящий перед входом массивный столб, завершенный скульптурой, и остатки стены, ограждавшей открытый (без верхнего перекрытия) своеобразный вестибюль. Его боковые плоскости стен вместе с главной фасадной огибают в три этажа рельефные изображения деревянной ограды парапета и ложных дверных и миниатюрных арочных проемов чайтьи. Этот архитектурный мотив с вариацией в каждом отдельном случае пропорций и сочетания тех или иных форм прочно вошел в убранство скальных сооружений древности.
Внизу, в пределах человеческого обозрения, размещены великолепно исполненные в реалистической манере горельефные изображения людей и слонов почти в натуральную величину. Среди них особенно выделяются супружеская пара и танцовщица. В центре фасада под огромной подковой светового отверстия, прорезаны три входных проема. Центральный вход предназначен для священнослужителя, к нему подходит пандус. Подходы к боковым проемам несколько заглублены и наполнялись водой для омовения ног.
Внутри просторного зала, перекрытого сводом, стоят тесным рядом массивные восьмигранные столбы с капителями в форме опрокинутого колокола. Они завершены скульптурной группой слонов со всадниками. Базы столбов похожи на глиняные сосуды, в которые обычно вставлялись деревянные столбы с тем, чтобы предохранить их от белых муравьев. Столбы слегка наклонены внутрь, как это делалось с деревянными столбами, у которых наклон был вызван конструктивными соображениями — противостоять распору и осевому давлению тяжелой сводчатой кровли. В интерьере заметны следы росписей и позолоты, создававших в свое время впечатление роскоши и великолепия, которыми окружали себя в это время монахи.