Гробница Хамудэм. Чисинчхон
Рабовладельческое общество > Дальний Восток. Корея
Богатством архитектурных форм и размерами отличается гробница Хамудэм (357 г.) в Анаке около Пхеньяна. Предполагается, что гробница была сооружена для Когуквана, правителя Когурё. Общая площадь погребения 10 м длины и 8,5 м ширины при высоте 3,5 м. Гробница состоит из шести помещений, сложенных из огромных каменных плит (около 5 м длины). С южной стороны холма открывается узкий вход, который, потепенно опускаясь, ведет в подземные камеры. Первый, прямоугольный в плане зал дополнен небольшими помещениями с задней и восточной стороны, отделенными тонкими стенами. Входы в боковые помещения фланкированы колоннами четырехугольного сечения, увенчанными двойными кронштейнами.
Первый зал отделен от второго тремя мощными восьмигранными столбами с массивными четырехугольными капителями. Столбы стоят на объединяющем их невысоком постаменте, что создает впечатление особой устойчивости всей конструкции.
Пхеньян. Гробница Хамудэм близ Пхеньяна, 357 г. Аксонометрия
Второй зал с севера замкнут невысоким постаментом, на который опираются небольшие колонны, несущие массивные плиты перекрытия. Колонны отделяют узкий коридор, огибающий зал с северной и восточной стороны. Оба больших зала и два боковых помещения имеют ступенчатые перекрытия. Стены украшены живописью. На стенах западной боковой камеры изображены «хозяин могилы» и «хозяйка могилы», окруженные слугами. На стенах восточной камеры сохранились изображения кухни, хлева и колодца.
В этом «подземном дворце» проявляются черты монументального стиля, строгая тектоничность и логичность форм, ясность композиции и самобытность в решении интерьеров. Богатое погребение, известное под названием Двухколонное — Самёнчхон (V в.) в Иончхоне, недалеко от Пхеньяна, состоит из двух небольших прямоугольных в плане помещений. Главная камера отделена от аванзала двумя монолитными колоннами, установленными на массивной плите и небольших базах, с высокими, расширяющимися кверху капителями сложного профиля. Колонны поддерживают широкий архитрав, несущий ступенчатое перекрытие из больших каменных блоков. Стены, ступенчатый потолок и колонны богато украшены живописью, изображающей жанровые сцены и архитектурные детали. В углах главной камеры написаны столбы с кронштейнами и деревянные подкосы на архитраве.
Иончхон. Погребение Самёнчхон, V в. Аксонометрический разрез
Провинция Южный Пхёнан, «Чисинчхон» («Погребение небесных царей и духов земли»), V в. Внутренний вид камер
О богатстве архитектурных приемов Когурё свидетельствует также «Погребение небесных царей и духов земли» — Чисинчхон (V в.) в провинции Южный Пхёнан. Гробница состоит из коридора, большого аванзала, вытянутого с востока на запад, состоящего из трех отделений, и главной камеры (2,8X 3,1 м) с приподнятым полом, которая соединяется с аванзалом коротким, 1,2-метровым переходом. Все помещения относительно высокие: стены имеют 1,5 м высоты, а сложные уступчатые перекрытия над ними — 3,4 м.
Аванзал с гладкими, слегка наклонными кверху стенами завершается в центральной части ровным потолком, который поддерживается двумя мощными кронштейнами. С запада и востока аванзал завершается небольшими помещениями.
В западном помещении перекрытие состоит из постепенно сдвигающихся к центру каменных блоков, перекрытых монолитной плитой. В восточном помещении шатер сооружен в виде шахты с треугольными каменными опорами по углам. Подражая деревянным конструкциям, строители укрепили по углам главной камеры четыре декоративных кронштейна, которые в дальневосточной архитектуре получили название «горб верблюда», по форме напоминая перевернутую букву У.
На этих ложных опорах как бы лежат нарисованные на стенах широкий архитрав и восемь таких же кронштейнов меньшего размера, на которые как бы опираются выступающие из стен балки, несущие шатер, сложенный из шести огромных плит, суживающихся кверху. Четыре кронштейна, сходящихся в центре, образуют крестообразную опору в верхней части шатра, состоящую из ряда мелких плит, составляющих в замыкающей его части колодец. Стены помещений покрыты штукатуркой и росписью.
С VII в. в связи с распространением в Корее буддизма строительство гробниц в Когурё почти прекращается, так как по новой религии тела умерших сжигались на костре.