Кушанская империя. Искусство. Сирсукх - История архитектуры

История архитектуры
Перейти к контенту

Кушанская империя. Искусство. Сирсукх

Рабовладельческое общество > Юго-Восточная Азия
    Наиболее значительным памятником парфянского времени является храм Джандиала в Таксиле, в котором смешались элементы греческой архитектуры с местной.
Таксила. Храм Джандиала, II в. План
Таксила. Храм Джандиала, II в. План
    В первых веках нашей эры Таксила перешла в руки Кушанов. Кушанская империя в период своего расцвета, во время правления Канишка в I в. н. э., занимала территорию бывшего греко-бактрийского государства, частично Ирана, сильно углубившись в районы Средней Азии и простираясь в Индии до верховьев бассейна Ганга (до Бенареса). По своей мощи и силе политического влияния Кушанская империя могла соперничать с современными ей Римской империей, Парфией и Китаем времени Ханьской династии.
    Большую экономическую силу представляли собой буддийские монашеские общины. Об этом свидетельствуют сохранившиеся в большинстве случаев в руинах, огромные монастырские комплексы с культовыми, жилыми и хозяйственными постройками, окруженные укрепленными стенами с дозорными вышками и бастионами, а также найденные в них при раскопках сокровищницы и богатые клады.
Монастырский комплекс, I в. до н. э. План Такхт-и-Бахай
Монастырский комплекс, I в. до н. э. План Такхт-и-Бахай
Монастырский комплекс, I в. до н. э. План Джамалгири
Монастырский комплекс, I в. до н. э. План Джамалгири
    Активную строительную деятельность развил Кушанский император Канишка в своей столице Пурушапуре (современный Пешавар). Здесь наряду с множеством буддийских монастырей и ступ была воздвигнута колоссальная многоярусная башня в честь Будды высотой около 200 м поражавшая современников величиной и великолепием убранства.
    При Кушанах Таксила, Матхура и Гандхара стали важнейшими центрами новых художественных направлений, связанных с развитием новой религиозной концепции — буддизма, отражавшей происходившие в обществе социально-экономические сдвиги (в недрах рабовладения зарождался феодализм).
    Теперь Будда из учителя-человека превратился во всесильное божество. Вместе с культом Будды развился культ его сподвижников-бодисатв. Стали создаваться антропоморфные их изображения и воздвигаться храмы не для верующих, совершавших обряд, а для изваяния Будды. Большое место в искусстве занимали, наряду с буддийской скульптурой, портретные статуи представителей кушанской знати.
    Столкновение различных идейно-художественных представлений, вкусов, манер и техники исполнения мастеров местных, среднеазиатских, иранских и средиземноморских приводило первоначально к эклектичным формам в искусстве и архитектуре Кушанской империи.
    В ступе Сиркапы (I в. до н. э.) можно найти самое разнообразное сочетание архитектурных элементов и декоративных мотивов: форм коринфского ордера в колоннах, индийской арки чайтьи и ворот торана, греческого фронтона, ахеменидской ниши, иранского алтаря огня и, наконец, фигуры двуглавого орла скифского происхождения. Скульптура индийского Будды представлялась в одеждах, напоминающих греческий гиматий или тогу римских императоров, и ставилась на постамент с изображениями кентавров, тритонов, атлантов и со среднеазиатскими декоративными мотивами.
Амаравати. Ступа, III в. Рельеф на воротах
Амаравати. Ступа, III в. Рельеф на воротах
    На месте Таксилы Кушаны создали новое поселение — Сирсукх. Прямоугольный в плане город (со сторонами 1,3X1 км) был окружен укрепленными каменными стенами (толщиной около ( 6 м ). Вокруг Сирсукха возникло множество культовых построек и монастырей. Крупнейшим из них был монастырь в Дхармараджике, построенный в начале II в. н. э. (размером по наружному периметру стен 137X113 м), он вмещал более тысячи человек.
    Материалом для монументального строительства служил местный известняк различных пород. Нередко песчаник и мрамор доставлялись из Матхуры и даже Бенареса, с которыми, как видно, были налажены тесные торговые связи. Для массовых построек употреблялись щебень, глина и дерево. Строители придерживались традиционной стоечно-балочной системы без применения сводов и арок.
    На юге Индии с I в. до н. э. господствовала империя Андхра. Единственным частично уцелевшим памятником того времени является ступа, созданный в столице — Амаравати. Ступа был облицован белоснежным мрамором и украшен рельефами тончайшего рисунка, техники и композиционного мастерства, свидетельствующими о высоком уровне пластического искусства той эпохи. Характерная для рельефов Амаравати удлиненность пропорций тела, изысканность и динамичность композиции и фигур унаследуются затем в знаменитых рельефах храма в Махабалипураме VII в.
Амаравати. Ступа, III в. Рельеф на воротах
Амаравати. Ступа, III в. Рельеф на воротах
Нагарджунаконда. Рельеф в храме, II в.
Нагарджунаконда. Рельеф в храме, II в.
    Трудно переоценить значение уникальных для Индии памятников в штате Мадрас на месте Нагарджунаконды — бывшей столицы небольшого государства Икшваку, процветавшего на крайнем юге страны в первых веках нашей эры. Среди многочисленных буддийских монастырей с храмами чайтья и ступами выделяются необычные светские сооружения: стадион на 7000 зрителей, окруженный высеченными в скалах галереями, и примыкающий к нему крытый театр.
    Перед театром — большое искусственное озеро, служившее, вероятно, для омовений, так как к водоему ведут со всех сторон лестницы. Зрелищные сооружения могли возникнуть здесь под влиянием Рима, с которым Икшваку вело оживленную торговлю. В 1955 г. на месте древнего города был воздвигнут грандиозный гидротехнический комплекс Нагарджунасагар, и на дне раскинувшегося на сотни километров водохранилища остались руины зданий. Скульптуры и другие реликвии великой культуры помещены в музей.
    В первой половине III в. н. э. почти одновременно наступил распад крупнейших рабовладельческих государств: на юге — Андхара, на севере — Кушанов. Гибель двух могущественных империй в Индии совпала с наступившим крахом Римской империи и Парфии. Нарушились международные связи, наступил застой в торговле и развитии ремесла. Прекратилось монументальное строительство. Между III и IV вв. н. э. Индия переживала состояние политической раздробленности и экономического упадка. Это было, очевидно, следствием наступающего в стране кризиса рабовладельческих отношений. В IV в. н. э. вырастает крупное государство Гупт, в недрах которого развивались элементы феодализма. С этого времени начинается новая пора в истории Индии — пора средневековья, с которой связывается строительство новых типов монументальных сооружений.
Нагарджунаконда. ступа, план
Нагарджунаконда. ступа, план
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому