Комплексы V династии
Рабовладельческое общество > Древний Египет > Древнее царство
Комплексы V династии. Абусир. Заупокойные храмы пирамиды фараона Сахура
Важнейшие погребальные комплексы первых фараонов V династии Сахура, Нефериркара, Неферфра и Ниусерра расположены на плато Абусира рядом друг с другом, и планы их во многом повторяются. Это сходство объясняется тем, что архитекторы следовали требованиям погребального ритуала фараона, полностью уже сложившегося и принявшего устойчивые формы во второй половине периода Древнего царства.
Пирамида фараона V династии Сахура в Абусире является наиболее типичной и лучше всего изученной царской гробницей этого времени. В высоту пирамида имеет 49,6 м. Погребальный склеп устроен на уровне земли. Для того чтобы избежать сильного давления массы камня на погребальную камеру, над ней соорудили двускатное перекрытие из мощных блоков. Кладка основного ядра пирамиды состоит из блоков желтого известняка, для облицовки использован белый известняк, верхушка пирамиды гранитная. Вход в пирамиду, устроенный на ее северной стороне, закрывался, как и в других пирамидах, гранитной глыбой, которую опускали после внесения саркофага в склеп. Состав культовых помещений заупокойного комплекса Сахура не изменился по сравнению с предыдущим периодом. Он включает пирамиду, нижний и верхний храмы, но характер оформления этих помещений стал иным.
Нижний храм, служивший входным залом,— небольшая постройка в долине — использовался как пристань во время разливов Нила. Коридор с плоской кровлей, освещавшийся через верхние световые проемы, ведет от этой постройки к верхнему храму, а через него во двор, окружавший пирамиду. Стены коридора были расписаны цветными изображениями фараона в образе сфинкса, попирающего врагов.
Комплексы V династии. Абусир. Нижний храм (реконструкция)
Комплексы V династии. Пальмовидная капитель
Верхний храм ансамбля Сахура имел центральный двор, окруженный галереей, крышу которой поддерживали 16 колонн с крупными монолитными стволами и пальмовидными капителями. Появившись впервые в этом храме, капитель в форме пучка пальмовых листьев получила в дальнейшем широкое распространение.
Использование растительных форм характерно для египетской архитектуры. Уже в молельне фараона III династии Джосера имеются полуколонны с капителями в виде цветка папируса. В период V династии в связи с некоторой утратой грандиозности и монументальности, присущих сооружениям великих фараонов IV династии, и усилением интереса к декоративности часто используют колонны с растительными капителями; появляются капители в виде нескольких бутонов папирусов и капители в форме пальмовых листьев. Колонны храмов Сахура были окрашены в зеленый цвет. Потолок был ярко-синий с золотыми звездами, словно ночное небо, распростершееся над пальмовой рощей.
Большое место в оформлении храмов Сахура отведено рельефам. Сцена охоты в пустыне, высеченная на стенах храма, занимает площадь в 8 м2. Композиция разделена на две части: справа изображен загон, в котором находятся дикие быки, газели, антилопы, зайцы, слева — фараон, стреляющий в зверей из лука. За фараоном идут его сын и приближенные, фигуры которых в четыре раза меньше фараона.
Животные показаны бегущими по холмистой местности со скудной растительностью, присущей египетской пустыне. Во многих местах на рельефе сохранились краски: песчаные холмы окрашены в красноватый цвет, кустики темно-зеленые и коричневые с желтыми пятнами, газели темно-желтые, антилопы белые. Тела охотников покрыты кирпично-красной краской. Композиция наверху имеет красную полосу с черным обрамлением. Окраска играла большую роль в оформлении сооружения, очень нарядного и красивого как снаружи, так и внутри.
Погребальные комплексы последнего фараона V династии Унаса (середина XXVII в. до н. э.), фараонов VI династии, конца Древнего царства, Тети, Пепи I, Меренра и Пепи II (XXVI—XXV вв. до н. э.) были сооружены в Саккаре. Они, как и погребальные комплексыпредшествующего периода, состояли из пирамиды, окружавшего ее двора и храмов.
Пирамиды этих фараонов имели небольшие размеры, их высота не превышала 70 м. Они сложены из небольших каменных блоков и из бута. От входа, расположенного на северном склоне пирамиды, идет коридор; недалеко от входа он расширяется, образуя первый зал; продолжающийся за залом коридор прегражден тремя узкими дверями, за которыми расположено прямоугольное в плане помещение. В его восточной стене имеется проход в низкую комнату, предназначенную, вероятно, для заупокойной статуи фараона, а в западной стене — проход в длинный погребальный зал с саркофагом.
Однотипность планировки различных пирамид была обусловлена требованиями ритуала. Определенные обряды происходили в специально предназначенных для них помещениях.
Комплексы V династии. Саккара. Погребальный ансамбль фараона Пепи II
В отличие от пирамид в Гизе IV династии, чьи внутренние помещения были лишены каких бы то ни было надписей и изображений, внутренние помещения пирамид Унаса, Тети, Пепи I, Меренра и Пепи II покрыты текстами, получившими по месту их расположения название текстов пирамид. Ритуальное шествие, связанное с погребением фараона, начиналось в долине, в нижнем храме, затем по крытому проходу направлялось к верхнему храму, где также происходили обрядовые церемонии, затем — в самую пирамиду.
Порядку совершения обряда в пирамиде соответствуют тексты, высеченные на стенах ее внутренних помещений. Они начинаются от входа и завершаются в погребальной камере. Тексты, высеченные в определенной последовательности, содержат изречения, произносившиеся в каждом помещении во время совершения там обрядов; около проходов высечены тексты обращения к божественным стражам дверей — змеям, львам и быкам, заклинания с требованием открыть замок и т. д. Тексты пирамид представляют большой интерес не только для истории религии, но и для истории архитектуры Древнего Египта, так как они позволяют установить назначение отдельных помещений, смысл которых не всегда понятен.
Пирамиды VI династии, как и в предшествующий период, были центром большого ансамбля. Заупокойные комплексы этого времени отличаются значительными размерами, великолепием отделки, богатством убранства. Архитекторы уделяют большое внимание оформлению входа в нижний храм, длинному коридору, соединяющему его с верхним храмом, двору, портикам, залам. В отличие от более ранних сооружений в храмах VI династии вместо твердых пород камня — гранита и базальта — чаще применены более мягкие — известняк, алебастр. Особенно привлекает алебастр своей теплотой и способностью пропускать лучи солнца. Стены храмов покрывались прекрасными рельефами, прославлявшими царя и богов, даривших ему жизнь и престол.