Индия. Искусство. Стамбха - История архитектуры

История архитектуры
Перейти к контенту

Индия. Искусство. Стамбха

Рабовладельческое общество > Юго-Восточная Азия
Аджанта. Стенная роспись, II-I вв. до н.э.
Аджанта. Стенная роспись, II-I вв. до н.э.
    Из древнеиндийских письменных источников известно, что живопись занимала важное место в общественной жизни общества и принимала самые различные формы — от интимного портрета до крупных монументальных живописных панно, заполнявших стены дворцовых залов и особенно залов домов придворной знати. Безвозвратно исчезли замечательные картинные галереи при дворцах, описываемые древними поэтами и писателями. Уже в III в. н. э. были известны теоретические работы по живописи, составленные на основании еще более ранних произведений.
    Зрелое мастерство самых ранних из известных памятников живописи, уцелевших в виде стенных росписей в Аджанте (отдельные фрагменты которых не утратили яркости и свежести колорита до наших дней), подтверждает многовековой путь развития этого жанра. Индийские стенные росписи делались по сухой, а не по сырой штукатурке. Возможно, поверхность стен смачивалась на ночь слабым известковым раствором. Употреблялись минеральные краски.
Рамгарх. План театра, высеченного в скалах, II в. до н. э.
Рамгарх. План театра, высеченного в скалах, II в. до н. э.
Мемориальные столбы — стамбха капитель Ашоки, 250 г. до н. э.
Мемориальные столбы — стамбха капитель Ашоки, 250 г. до н. э.
    Индийские художники, судя по уцелевшим фрагментам росписей Аджанты, могли передать, не владея законами перспективы, при помощи цвета различной степени интенсивности и пластической моделировки впечатление объема и пространства. В росписях поражает свобода и непосредственность композиции в массовых сценах, изображающих людей и животных.
    Высоко была развита в глубокой древности скульптура в форме рельефов и орнаментальной резьбы по дереву, камню, а также в виде отдельных статуй. Особенно широко было распространено производство терракотовых изделий в районе Ганга и Инда. Необычайной выразительностью форм отличается среди немногих уцелевших статуй изваяние полубогини — якшини из Дидарганджа II в. до н. э.
    О городском быте древних индийцев свидетельствуют не только произведения живописи, пластики, поэзии и драматургии, достигшие совершенства в III в. до н. э., но также редчайшие в своем роде памятники архитектуры. В скалах Рамгарха (штат Мадхия Прадеш, центральная Индия) был обнаружен вырубленный в скалах миниатюрный открытый театр на 60 зрителей (относящийся к III в. до н.э.). В то время такие, как и поныне в Индии, драматические представления, танцы и выступления поэтов происходили на открытом месте на временно сооруженных платформах под тентом.
    Ко времени образования в Индии крупнейшего государства Магадха на почве благотворительности со стороны знати и богатых купцов, монашеские общины выросли в серьезную экономическую и идеологическую силу. Они обладали крупными земельными участками и имуществом.
    Ашока сумел воспользоваться буддизмом в целях объединения и укрепления страны и распространения своего политического влияния за ее пределами. К периоду Ашоки относятся первые религиозные миссии буддийского учения, направленные на Цейлон и в страны Юго-Восточной Азии.
    Во время правления Ашоки сложился обычай устанавливать на дорогах и в наиболее оживленных местах мемориальные столбы с царскими указами и буддийскими изречениями (эдиктами). Нередко это были отдельно стоящие монолитные каменные столбы (стамбха), завершенные скульптурой.
Мемориальные столбы — стамбха капитель времени Маурьев, IV—II вв. до н. э.
Мемориальные столбы — стамбха капитель времени Маурьев, IV—II вв. до н. э.
Мемориальные столбы — стамбха Беснагар; капитель, 150 г. до н. э.
Мемориальные столбы — стамбха Беснагар; капитель, 150 г. до н. э.
    Наиболее известна «Львиная капитель» колонны Ашоки из Сарнахта. Капитель представляет собой эмблему власти и достаточно выразительна в этом отношении (она стала национальной эмблемой современной Индии). Стилизованные фигуры четырех львов, обращенные своим грозным взглядом по странам света, несут на своих спинах колесо, символизирующее закон движения вселенной. Фигуры львов опираются на капитель столба в форме колокола. Эта форма, характерная для капителей ахеменидских колонн, была заимствована индийскими мастерами и встречается еще в раннесредневековых сооружениях.
    Вертикальные столбы, завершенные скульптурой, ставились перед входом в чайтью. Монолитные каменные столбы в виде опоры для перекрытий встречаются во дворце Ашоки в Паталипутре, III в. до н. э. Обращает на себя внимание исключительное качество зеркальной полировки поверхностей столбов, замеченное также на стеновых поверхностях пещерных сооружений того же времени. Впоследствии эта техника полировки была утрачена. По всей вероятности, она была занесена в Индию мастерами, приглашенными из Персии.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому