Мастабы частных лиц
Рабовладельческое общество > Древний Египет > Древнее царство
Мастабы частных лиц. Группа мастаб у подножия пирамиды Хеопса. IV династия
Планировка мастаб частных лиц за период Древнего царства также претерпела ряд изменений. Мастабы частных лиц Раннего царства сооружались из кирпича-сырца. Они имели прямоугольное в плане основание и наклонные стены; внутри располагались комнаты для погребального инвентаря и камера для саркофага с телом умершего. В мастабах Раннего царства не было специального помещения для совершения погребального обряда; церемония проходила под открытым небом, а жертвы приносили в наружной нише мастабы. В период Древнего царства в мастабах частных лиц времени III династии появилась крытая молельня, что способствовало лучшему сохранению настенных изображений и, таким образом, по представлению египтян, гарантировало умершему существование в загробном царстве.
Наиболее ранней и хорошо сохранившейся мастабой начала Древнего царства является мастаба зодчего периода III династии Хесира. Внутри мастабы находились плиты с изображениями Хесира. На одном из них Хесира представлен сидящим перед жертвенным столом с пеналом для письменных принадлежностей и с палочкой в руке, на другом он изображен стоящим в традиционной позе, с выставленной вперед левой ногой. Рельеф отличается исключительной четкостью контуров, проработанностью деталей. Лицо Хесира с характерным горбатым носом и тонкими губами, безусловно, портретно.
На стенах мастабы Хесира имеются росписи, воспроизводящие, как и в гробницах Раннего царства, плетеные циновки и предметы, необходимые покойному в загробном мире.
Для мастаб конца III и IV династий характерно кроме закрытых молелен наличие ниш на внешней стороне стены молельни. Иероглифический текст, покрывавший нишу внутри, содержал имя и титул покойного; иногда здесь помещались и рельефы с его изображениями. Каждый проходивший мимо гробницы мог прочесть имя, произнести заупокойную молитву и, таким образом, обеспечить душе умершего ее загробное существование.
Мастабы частных лиц. Рельеф на дереве с изображением зодчего Хесира. III династия
Одной из самых ранних мастаб IV династии является гробница царицы Хетеп-Хеpec — супруги первого фараона IV династии Снофру и матери фараона Хеопса. Она расположена в Гизе, к северу от дашурской пирамиды Снофру. Погребальная камера Хетеп-Херес имеет в длину 5 м, а в ширину около 3 м; высота ее равняется 3 м. В камере стоял прекрасный алебастровый саркофаг царицы (длина 2 м, ширина 85 см, высота 80 см) и находились мебель, сосуды, ювелирные украшения. Из черного дерева, обитого листовым золотом, сделаны носилки царицы. Прямоугольная кровать покоится на красивых ножках в виде львиных лап, у изголовья царицы стоял подголовник с подставкой, по форме повторяющий каннелированные колонны во дворце фараона Джосера. Прекрасное кресло с прямоугольным сиденьем украшено вырезанными из дерева и покрытыми листовым золотом цветами папируса.
Предметы, аналогичные помещенным в гробницу Хетеп-Херес и предназначенные для ее жизни в потустороннем мире, судя по изображениям на стенах гробницы, украшали дворцы фараонов и знатных вельмож. Простые формы мебели с преобладанием прямых линий, четкость орнаментальных узоров и иероглифических надписей, строгое и в то же время декоративное сочетание черной матовой поверхности дерева и блестящего золота прекрасно гармонировали с простыми и величественными формами архитектуры Древнего царства.
Мастабы частных лиц. Саккара. Статуи Рахотепа и Неферт из их гробницы. (Музей в Каире)
Мастаба сына фараона Хеопса Рахотепа и его жены Неферт в Медуме вместо жертвенной ниши имеет прямоугольную в плане комнату, расположенную перпендикулярно основному помещению гробницы. Перед мастабой с восточной стороны сооружена стена из глины, скрывавшая вход в молельню. В мастабе были найдены две прекрасные портретные статуи Рахотепа и Неферт, изображенных в традиционной позе — сидящими на кубических с высокими спинками тронах. Одна рука Рахотепа прижата к груди, другая покоится на коленях. Руки Неферт скрещены на груди. На Рахотепе короткий передник, Неферт одета в длинное белое платье, украшенное ожерельем из красивых голубовато-, зеленых и синих бусин, имитирующих бусины из сердолика, бирюзы и лазурита; на ее голове диадема, раскраска которой также воспроизводит драгоценные камни. Лицо Рахотепа с небольшими усиками, безусловно, портретно. Наделено индивидуальными чертами и красивое, с большими черными глазами лицо Неферт. Обе статуи являются лучшими образцами портретной скульптуры Древнего царства.
В период V династии в связи с ростом влияния знати, приобретением ею ряда прав, составлявших ранее привилегию одного фараона, и связанным с этим изменением погребального ритуала изменяется и архитектура гробниц частных лиц: увеличиваются их общие размеры, расширяются внутренние помещения, усложняется план. Наземная часть гробницы состоит из нескольких залов, коридоров, кладовых, стены которых почти сплошь покрываются рельефами. Мастаба начальника сокровищницы Ахетхотепа и его сына Птаххотепа в Саккаре представляет собой типичный пример гробницы знатного вельможи V династии. Она состоит из вестибюля, центрального зала, окруженного колоннами, и подсобных помещений. Вход в гробницу был заделан каменной плитой, по форме повторявшей деревянную дверь, так называемой ложной дверью. Стены гробницы покрыты рельефами, общая протяженность которых достигает 500 м.
Назначение рельефов — воссоздать в воображаемом загробном мире реальную земную жизнь. Согласно общему принципу древнеегипетских рельефов, все поле стены разделено на горизонтальные полосы, заполненные изображениями. Центральное место в рельефных композициях занимает фигура владельца гробницы. На восточной стене гробницы Птаххотепа он изображен с посохом в руках, наблюдающим работу слуг; другое изображение Птаххотепа, сидящего перед жертвенным столом, сохранилось в зале. Птаххотеп в несколько раз выше остальных персонажей, так как по своему общественному положению он превосходил других людей. Фигура Птаххотепа показана согласно древнеегипетским канонам изображения человеческой фигуры: голова Птаххотепа изображена в профиль, глаза и плечи — в фас, грудь и живот — в три четверти, а ноги — снова в профиль. В одной фигуре совмещены различные точки зрения: спереди, сбоку и в три четверти. Подобно тому, как изображали человека в додинастический период и в период Раннего царства, художник показывает тело всесторонне, не прибегая к условному сокращению фигуры и изображению ее в ракурсе.
Мастабы частных лиц. Саккара. Рельеф из гробницы Ахетхотепа. V династия. (Лувр)
Во фризах, расположенных справа от изображения Птаххотепа, показаны различные сельские сцены: птичник гонит журавлей, гусей, уток, пастухи приносят новорожденных телят, приводят коз. В следующем ряду показано возвращение с охоты слуг Птаххотепа — один из слуг на плечах несет коромысло с маленькими козлятами, другой тянет на полозьях две клетки, внутри которых сидят лев и львица. Верхний правый ряд заполнен спортивными сценами. Мастер показал различные моменты борьбы: короткая разминка, обхват колена противника, опрокидывание. Рассказ легко укладывается в композицию, построенную рядами, что позволило разместить изображения и отдельных людей, и групп.
Мастабы частных лиц. Саккара. Мастаба вельможи Ти. V династия. Главный вход
Мастабы частных лиц. Саккара. Мастаба вельможи Ти. V династия. План
Для изображения группы из нескольких фигур на одной плоскости художник размещает персонажи друг за другом так, что каждая следующая фигура несколько заслоняет предыдущую, создавая иллюзию группы, изображенной в нескольких планах; при этом все фигуры показаны стоящими на одном уровне и одного размера — прием, несовместимый с перспективным изображением. Египтяне не знали перспективы в нашем понимании этого слова.
Египетский художник, особенно в период Древнего царства, стремился к плоскостности композиции: фигуры в рельефе едва поднимаются над поверхностью фона, краски, покрывающие изображения, — локальных цветов, отсутствует светотеневая моделировка. Благодаря таким художественным приемам стена сохраняла абсолютную плоскостность, что соответствовало прямым линиям и правильным геометрическим формам, господствовавшим в египетской архитектуре этого времени.
Блестящим образцом мастабы знатного вельможи периода V династии является мастаба вельможи Ти, начальника пирамид фараонов Нефериркара и Ниусера в Саккаре. Мастаба Ти при входе имеет двухколонный портик, за которым расположен открытый двор, окруженный колоннадой из квадратных столбов. Под полом этого дворика начинается наклонный ход в склеп. Далее идет коридор, разделенный дверьми на две части. Справа находится комната для жены умершего, а в конце молельня с двумя ложными дверьми, параллельно ей тянется узкое помещение для статуй. Все стены гробницы Ти покрыты рельефами, (изображающими владельца гробницы, его жену, детей и слуг. Показаны охота в зарослях, ловля рыбы, приношение даров, жатва, молотьба, приготовление пищи, изготовление мебели. При изображении простых людей художник был менее связан традициями и канонами, чем при изображении знатных вельмож. Слуги запечатлены в движении, их позы правдивы, динамичны. Рельефы гробницы Ти дают полное представление об египетской жизни в середине III тысячелетия до н. э.
Мастабы частных лиц. Саккара. Мастаба вельможи Ти. V династия. Рельеф, изображающий охоту Ти на гиппопотамов