Рабовладельческое общество - История архитектуры

История архитектуры
Перейти к контенту

Рабовладельческое общество

Рабовладельческое общество
    С возникновением государства связано образование новой формы человеческого общежития — города как центра управления страной и ее областями, а также как центра ремесленного производства. Введение рабства при тогдашних условиях было шагом вперед в общественном развитии человечества, в развитии человеческой культуры и искусства, следовательно, также и архитектуры. При рабовладельческом строе впервые создаются грандиозные архитектурные сооружения, свидетельствующие о далеко заходящем разделении труда, о накоплении знаний и выработке приемов строительного искусства.
    Создавшееся новое, рабовладельческое общество принимало различные формы в различных странах, в зависимости от конкретных местных условий. Так, на Востоке в Египте, Двуречье рабовладение складывалось по-разному. Экономической основой общества было здесь земледелие, требовавшее искусственного орошения; необходимые для него системы каналов создавались еще в эпоху доклассового общества соединенными усилиями различных племен. Этим обусловлена была необычайная живучесть в странах Древнего Востока общинных форм землевладения.
    При переходе к классовому обществу оросительная система сделалась собственностью государства, благодаря чему необычайно усилилась роль правящей верхушки общества. В этих условиях и возникли громадные восточные деспотии, в которых не только рабы, но и свободные земледельцы были в полной зависимости от государства и вынуждены были принимать участие в возведении крупных государственных сооружений.
    В условиях жаркого климата Египта при необычайной плодородности почвы время, нужное для производства необходимых средств существования, было относительно невелико; поэтому египетские цари-фараоны могли извлекать огромные массы прибавочного труда. Такова экономическая основа создания грандиозных ирригационных сооружений древнего Египта, а также монументальных памятников архитектуры, предназначенных преимущественно для возвеличения власти обожествленного фараона не только при жизни, но и после смерти: пирамид, гробниц, храмов и др., и памятников древнего Двуречья (храмов с зиккуратами, каналов, укрепленных городов, дворцовых сооружений и пр.).
    Совершенно иной характер, нежели на Древнем Востоке, имело рабовладельческое общество в античной Греции и в Риме, где рабовладение возникло после полного разложения первобытно-общинного строя и где недолго сохранялись пережитки первобытной общины, тормозившие развитие нового общественного строя на Востоке.
    В древней Греции рабовладельческий государственный строй возник в форме самостоятельных городов-государств (полисов), которых насчитывалось более 150. В отличие от восточных деспотий, в которых даже знатные были только рабами царя, греческое рабовладельческое государство сохраняет относительно демократический характер. Даже в периоды господства «тиранов»—здесь совершенно иным, чем на Востоке, было соотношение различных общественных групп: земледельцев, ремесленников, торговцев, жречества, родовой аристократии. Быстрое развитие производительных сил в городах древней Греции обусловило перевес в смысле политического влияния рабовладельческой демократии над аристократией и еще более укрепило городской характер греческой культуры классического периода.
    Если до победы городских ремесленников над землевладельческой аристократией основным видом идеологии была мифология, господствовавшая над силами природы только в воображении, то после победы рабовладельческой демократии появляется стремление к рациональному познанию мира и к освоению сил природы. Это выразилось в развитии древнегреческой науки о мире и в появлении первых материалистических учений в виде стихийной диалектики Гераклита и атомистической системы Левкиппа — Демокрита.
    Если в первый период развития древнегреческой архитектуры основными видами построек были храмы и оборонительные сооружения, то после победы рабовладельческой демократии преимущественное развитие постепенно получили уже не культовые, а гражданские постройки. В сущности основным объектом строительства становится в древней Греции целый город с его удобными и прекрасными общественными сооружениями.
    Созданные впервые в Греции многообразные типы общественных сооружений: все эти театры, стадионы, залы городского совета, школы — палестры и гимнасии, являющиеся прототипами многих наших современных общественных зданий и сооружений, свидетельствуют о широком развитии там общественной жизни.
    Строительство городов и городских сооружений получило особенно широкое развитие в государствах эллинистической эпохи. Создание передовых для своего времени методов градостроительства и возведение сотен новых, в том числе и огромных, городов характеризует архитектурное наследие эпохи эллинизма.
    В Римской империи, опирающейся на крупную земельную собственность и ремесленное производство, идет дальнейшее развитие городов и городской культуры. Продолжают совершенствоваться старые и создаваться новые типы общественных сооружений, получившие в античном Риме грандиозные масштабы и обслуживавшие огромные массы населения.
   Одновременно в условиях широкого развития крупного землевладения (латифундий) распространяется строительство загородных вилл в поместьях богачей, включающих, кроме господских домов, также множество производственных помещений. Строительство дорог, без которых немыслимо было существование огромного Римского государства, вызвало необходимость постройки мостов и других инженерных сооружений.
    Наряду с созданием сооружений, обслуживающих господствующие классы, рабовладельческое общество возводило также постройки, прямо служившие угнетению: тюрьмы для рабов в древнем Египте, мастерские для рабов (эргастерии) в античных Греции и Риме и др. Но «Без рабства не было бы греческого государства, греческого искусства и науки… А без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было бы и современной Европы» (Энгельс).
    Тем не менее в последующем рабство стало одной из главных причин упадка рабовладельческого общества, раздираемого жесточайшей классовой борьбой. Классовые противоречия в античном Риме достигли неслыханной остроты. Борьба рабов против рабовладельцев приняла характер открытых, массовых вооруженных восстаний; она часто сочеталась с издавна шедшей борьбой плебеев против патрициев, а также с борьбой городской бедноты, бедного крестьянства и порабощенных народов против правящей верхушки.
Архитектура античного мира     >>
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому