Иран. Пасаргады. Дворцы - История архитектуры

История архитектуры
Перейти к контенту

Иран. Пасаргады. Дворцы

Рабовладельческое общество > Иран
    Архитектура ахеменидского Ирана вошла в историю мирового зодчества в основном своими дворцовыми сооружениями, среди которых первое место занимают парадные многоколонные залы и жилые зимние дворцы.
Пасаргады, 550-е годы до н.э. Дворец Кира. Общий вид (реконструкция)
Пасаргады, 550-е годы до н.э. Дворец Кира. Общий вид (реконструкция)
    В Пасаргадах площадь с дворцами занимала большую территорию, огороженную каменной стеной толщиной в 4 м. Внутри, среди огромного искусственно орошаемого парка, свободно располагались парадный и жилой дворцы Кира и небольшие здания павильонного типа. Постройки составляли единый ансамбль с продуманной планировкой.
    К юго-восточному углу ограды с внешней стороны примыкало сооружение, которое, очевидно, было пропилеями — главным входом на дворцовую территорию. Оно состояло из прямоугольного зала (34X22 м) с широкими проходами на продольной оси и мелких помещений.
    Перекрытие зала поддерживали восемь колонн (по четыре в ряду), от которых сохранились лишь кубические блоки баз из черного известняка и белые плиты под ними. Каменные обрамления дверей украшены барельефами, на северной стороне находилось изображение четырехкрылого гения.
    Северо-западнее пропилеев располагался парадный дворец Кира. Он состоял из большого центрального зала (32X24,5 м), окруженного портиками из двух рядов колонн. С трех сторон они одной длины со стенами зала и разделены двумя угловыми квадратными комнатами, а с четвертой, северной, главный портик занимал весь фасад и замыкался антами. Восемь каменных колонн 13-метровой высоты (по четыре в ряд) поддерживали плоское перекрытие зала. Портики и комнаты были вдвое ниже (6 м), поэтому было возможно устройство верхних окон для естественного освещения зала.
Пасаргады, 550-е годы до н.э.. Дворец Кира. Пилон
Пасаргады, 550-е годы до н.э.. Дворец Кира. Пилон
Пасаргады, 550-е годы до н.э. Дворец Кира. План цитадели
Пасаргады, 550-е годы до н.э. Дворец Кира. План цитадели
    Стены дворца из сырцового кирпича стояли на фундаменте и цоколе из каменных блоков. Особенно мощные основания делались в местах угловых опор и колонн.
    В декоре широко использовалось контрастное сочетание черного и белого камня: базы колонн, капители в виде протом животных, обрамление дверей и ниш были черными, а стволы колонн, облицовка стен — белыми. Наличники дверей украшены горельефными изображениями.
    Жилой дворец находился к северу от парадного, с которым он имел много общего в структуре. Центральную часть прямоугольного в плане здания (76X42 м) занимал большой зал (24X22 м), плоское перекрытие которого поддерживалось 30 колоннами (по пять в ряд). К торцовым сторонам зала примыкали маленькие жилые комнаты, соединенные между собой. С северо-западной стороны сооружения находился колонный портик, зажатый между угловыми комнатами. А во всю длину юго-восточного фасада тянулся парадный входной портик с 20 деревянными колоннами, стоящими в два ряда, и антами по бокам. Пол его был выстлан плитами двух цветов: по белому фону шли черные полосы. Вдоль задней стены сделана белая каменная скамья со вставками из черного камня.
    Контраст белого и черного характерен и для декора основного зала. Найдены лишь нижние части гладких цилиндрических колонн из белого камня с небольшой подушкой, выполненной из цельного блока вместе с фустом и декорированной горизонтальными желобками.
    Колонны стояли на квадратном ступенчатом цоколе из двух частей — нижней из белых и черных плит и верхней из блока черного камня. Никаких остатков капителей не найдено. Пол вымощен белыми каменными плитами.
Пасаргады, 550-е годы до н.э. Дворец Кира. Сохранившиеся колонны
Пасаргады, 550-е годы до н.э. Дворец Кира. Сохранившиеся колонны
    Центральный зал, как и в парадном дворце, превышал по высоте остальные помещения, создавая возможность бокового освещения его дневным светом. Из фасадного портика в него вела единственная дверь, расположенная правее оси здания, второй дверью зал соединялся с задним портиком. На косяках этих проемов высечены четыре одинаковых барельефа с изображением Кира и маленькой фигуркой служителя. Обнаружено много кусков штукатурки со следами яркой раскраски. Двухкрасочность каменной отделки зданий, очевидно, заимствованная у халдов, специфична для архитектуры Пасаргад.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому