Скальное строительство буддийских монастырей
Рабовладельческое общество > Юго-Восточная Азия
Монастырские комплексы, высеченные в скалах Бхаджа, II в. до н. э.; план комплекса
Со II в. до н. э. в городах Декана развернулось в большом масштабе скальное строительство крупных буддийских монастырей, впечатляющих своей архитектурой, пластическим и живописным убранством. В западных Гхатах, в радиусе свыше 300 км вокруг Насика, выросло 10 монастырей, наиболее известные из них в Аджанте, Кондейне, Бхадже, Насике, Карли.
Монастырские комплексы, высеченные в скалах Бхаджа, II в. до н. э.; продольный разрез
Выполненные в монолите твердой скалы, они сохранились почти в неизменном виде, не подвергаясь каким-либо последующим дополнениям и переделкам. Для скального зодчества, независимо от того, в какой стране оно возникло, характерна одна особенность: в скале навечно запечатлены конструктивно-архитектурные формы и декоративные мотивы, выработанные в более недолговечных материалах массового строительства (дерево, глина, кирпич и др.).
Поэтому скальные сооружения приобретают особую ценность для исследователей индийского зодчества — они служат наиболее достоверным материалом, по которому появляется возможность установить утерянные в веках формы и приемы деревянного строительства.
Монастырские комплексы, высеченные в скалах Кондейн; чайтья, II в. до н. э.; реконструкция общего вида
Монастырские комплексы, высеченные в скалах Кондейн; чайтья, II в. до н. э.; фрагмент фасада
Монастырские комплексы, высеченные в скалах Бхаджа, II в. до н. э.; настенный рельеф
Среди скальных сооружений широкое распространение получила чайтья. Ее характеризует наличие сводчатого перекрытия над продолговатым в плане помещением, а также огромный световой подковообразный проем (получивший также название чайтья), устроенный в торце здания со стороны входа.
Монастырские комплексы, высеченные в скалах Канхери; чайтья, II в. до н. э.; план
Зданий типа чайтья существовало несколько видов, они различались в основном по плану: одни имели с одного торца апсиду и покатую вальмовую над ней крышу, другие нет. По-разному располагались входы: чаще со стороны торца, реже в продольной стороне здания. На юге Индии в Брахмагири (штат Майсур) сохранились остатки одной из самых ранних каменных чайтья (III в. до н. э.).
Форма чайтьи с апсидой могла образоваться при соединении круглой и продолговатой в плане построек. И тот и другой тип построек был распространен в древнем строительстве. Подобный вариант происхождения чайтьи подтверждается композицией храма в Гунтупалле (II в. до н. э.), состоящего из круглого в плане помещения и прямоугольного сводчатого.
Монастырские комплексы, высеченные в скалах Бедса; чайтья, 175 г. до н. э.; боковой вид входа
Не исключено также, что чайтья по своим формам принадлежит к исходному типу жилого дома эпохи раннего варварства. Материалов, по которым можно составить представление о внешнем облике зданий древней Индии, не имеется. Тем более ценно обнаруженное на одной из печатей в Мохенджо-Даро изображение деревянного здания, подобного чайтье. Оно имеет верхнее сводчатое перекрытие, увенчанное шпилями, и характерный для торца фронтон арочного очертания, а также стоящий впереди портик (или веранду) с плоской кровлей. Окна заполнены решеткой.
Брахмагири (штат Майсур). Чайтья, III в. до н. э. План
Интересно отметить наличие подобного жилья типа чайтьи в античной Греции (представленного в найденной при раскопках модели постройки из Перахоры, датированной VIII в. до н. э.). В предполагаемой реконструкции модели жилого дома из Перахоры можно видеть каркас, заполненный бутовой кладкой, и стоящий в центре апсидального закругления деревянный столб, поддерживающий изогнутые деревянные стропила. В чайтье в центре апсиды на месте столба стоит ступа.
Чайтья увековечена в рельефах ворот ступы в Бхархуте и Санчи (II в. до н. э.-I в. н. э.), а также встречается в изображениях стенных росписей вихар Аджанты. В рельефах Бхархута часто повторяются изображения круглых в плане построек, подобных скальным сооружениям в Судаме, Ломас Риши и Гунтупалле. В бенгальских деревнях и поныне строятся круглые амбары. Они приподняты над землей (стоят на каменном или глинобитном цоколе), стены их выполнены из бамбука, перевиты ивовым прутом, обмазаны глиной; сооружение завершается конусообразной крышей из тростниковой соломы и листьев. Типичный бенгальский деревянно-каркасный домик, перекрытый четырехскатной крышей из тростниковой соломы, напоминает высеченная из монолита скалы ратха Драупади в Махабалипураме.
Монастырские комплексы, высеченные в скалах Аджанта; чайтья № 10, III в. до н. э.; поперечный разрез
Гунтупалл (штат Сон-Бхандор). Сооружения, высеченные в скале, II в. до н. э.
Эта ратха VII в. мало чем отличается от изображений хижины отшельника или храма в рельефах Бхархута II в. до н. э. Весьма примечательно ведущееся до настоящего времени на крайнем юге в штате Керала строительство круглых и квадратных храмов, покрытых конусообразной или пирамидальной крышей.
Таким образом, на севере и юге Индии встречаются одни и те же типы и формы жилой постройки, оказавшие впоследствии сильное воздействие на формирование культовой архитектуры.
Эти наиболее характерные формы жилья выработались в глубокой древности в долинах Инда и Ганга, богатых лесами и глиной. Установившиеся каноны и традиции, освященные религией, помогли им закрепиться и распространиться по всей стране.