Средняя Азия. Архитектура парфянской эпохи
Рабовладельческое общество > Средняя Азия
Средняя Азия. Парфия Мерв, план города
В парфянскую эпоху идет интенсивное разрастание Мерва, общая площадь которого достигает 55 км2, поскольку вокруг города простирается охваченный глинобитным валом огромный пригород, где располагались усадьбы, сады и виноградники. Характерные черты парфянских фортификационных сооружений сохранились в Дурнали и Чильбурдже.
Хорезмийские крепости IV-III вв. до н. э. Бабиш-мулла и Джанбас-кала прямоугольны в плане и обведены стенами без башен. В стенах имелись два яруса стрелковых галерей и огромное число прямых или веерно расположенных бойниц. Главное внимание было обращено на защиту ворот, где находилось особое предвратное сооружение со сложной структурой запутанных проходов, грозящих стать ловушкой для врага. Джанбас-калу рассекала компактно застроенная центральная улица. Раннеантичные стены Хазараспа фланкированы прямоугольными башнями. В позднекушанское время появляются округлые башни (Кургашин-кала, Аяз-кала и др.).
Средняя Азия Парфия Дурнали; генеральный план
Средняя Азия Парфия Дурнали; реконструкция стены
Отчетливой планировкой обладает позднеантичное городище Топрак-кала, хранящее остатки столицы шахов Древнего Хорезма. Его прямоугольный периметр (500X350 м) нарушен лишь в одном углу выступом дворца. Город рассекает центральная магистраль; поперечные улицы определяют границы прямоугольных кварталов.
Главную улицу замыкает храмовый комплекс, в северо-восточном углу лежит большая городская площадь, в северо-западном — дворец. Длинные крепостные стены Топрак-калы расчленены множеством контрфорсных прямоугольных башен и вертикальных бойниц, которые образуют стройный ритм протяженной стены. Массивный выступ предвратного лабиринта отмечает центр южного фасада укреплений и дает начало главной планировочной оси. С дальнего расстояния вертикальный силуэт города обрисовывали ритмически вздымающиеся массивы фланкирующих башен, привратное сооружение, три мощные башни дворцового комплекса, а также особые внутриквартальные донжоны.
Средняя Азия Парфия Чильбурдж; генеральный план
Средняя Азия Парфия Чильбурдж; реконструкция стены
Средняя Азия. Город Хорезма Джанбас-кала, IV в до н. э. — I в. н. э.; общий вид
Средняя Азия. Город Хорезма Джанбас-кала, IV в до н. э. — I в. н. э.; аксонометрия
Средняя Азия. Город Хорезма Топрак-кала, I — IV вв. н. э.; аксонометрия
Средняя Азия. Бухарский оазис. Кызыл-кыр. Жилой дом, III в. до н. э. План
Примером жилого дома античного периода является Кызыл-кыр, воздвигнутый в III в. до н.э. на окраине Бухарского оазиса. Этот квадратный дом (около 23 м в стороне) имеет центральное квадратное помещение с поперечной перегородкой, вокруг которого лежат четыре коридорообразных комнаты, размещенные так, что торец одной упирается в продольную стену другой.
В юго-западном углу устроен вестибюль с боковым проходом. Вокруг основного здания в первых веках нашей эры возникало большое число подсобных и жилых комнаток.
Сходную с основным сооружением Кызыл-кыра планировку имеет «Квадратный дом» Нисы — хранилище посвятительных реликвий Аршакидов, II в. до н.э. Это крупное здание (60×60 м) имело квадратный двор, обведенный колонным портиком, и ряд комнат, по три с каждой стороны. Комнаты имели суфы, перекрытия поддерживали ряды из четырех колонн.
Кызыл-кыр и «Квадратный дом» дают образцы своеобразной центрической композиции домов с залом или перистильным двориком, как главным организующим элементом плана.
Средняя Азия. Ниса. Квадратный дом. План дома
Средняя Азия. Ниса. Квадратный дом. Реконструкция комнаты
В III—II вв. до н. э. в Новой Нисе был возведен небольшой, прямоугольный в плане двухъярусный храм. Нижний ярус, оформленный в виде развитого псевдопериптера, имел пятиступенчатый стилобат, пристенные полуколонии с терракотовыми капителями ионического типа и фриз; ступени и стволы колонн были окрашены в черный цвет, стена — в малиново-красный, фриз — в желтый. Верхний ярус был гладким и оштукатурен белым ганчем. Здание охватывал (по крайней мере с трех сторон) колонный портик. Его легкие деревянные колонны с просторными интерколумниями стояли на каменных торовидных базах.
К I в. до н. э. на месте храма и рядом возник некрополь парфянской знати с системой погребальных камер — прямоугольных в плане, перекрытых сводами, окрашенных (включая пол) в малиново-красный цвет.