Эфиопия. Аксум - История архитектуры

История архитектуры
Перейти к контенту

Эфиопия. Аксум

Рабовладельческое общество > Эфиопия
Древний Аксум. План
Древний Аксум. План 1 — Такха Мариам; 2 — Енда-Семон; 3 — Енда-Микаэль; 4 — священный округ Дабтара; 5 — собор Марии Сионской; 6 — вотивные троны; 7 — стелы (гигантская стела помечена крестом); 8 — цистерна для сбора дождевой воды
    В строительном искусстве аксумиты превзошли своих учителей сабейцев. Они возводили дворцы и храмы, сооружали плотины и водохранилища, ставили монолитные мемориальные стелы и вотивные троны из тесаного камня. Рельеф стел точно воспроизводит особую технику кладки стен — вид ростверка, где ряды камня пронизаны вдоль и поперек деревянными связями. Закругленные концы поперечных связей выступают на неоштукатуренной поверхности фасада, как шляпки огромных гвоздей. Цоколи зданий, подпорные стены и облицовка водохранилищ выводились регулярной кладкой на-сухо из тесаного камня.
    Древняя столица Аксум, ныне небольшой городок, полна воспоминаниями прошлого. Границы древнего Аксума не установлены. Величавые здания разрушены, тут и там среди современных построек выступают из-под земли массивные каменные плиты, остатки ступеней, базы колонн.
    В юго-западной части города сохранились фундаменты пяти дворцовых построек с симметричным планом. Устная традиция называет по имени три из них. Самый крупный дворец — Такха Мариам площадью 85 X 120 м — имел внутренние дворы и сотни залов. Близ входа стояла огромная каменная статуя втрое больше натуральной величины (сохранился постамент со следами ступней).
Аксум.Подпорная стена в Кохаито
Аксум.Подпорная стена в Кохаито
Аксум. Церковь Абба Паиталеона. Каменная решетка окна
Аксум. Церковь Абба Паиталеона. Каменная решетка окна
    Два других дворца — Енда-Семон и Енда-Микаэль — квадратные в плане, без двора, значительно уступали первому по размерам (Енда-Микаэль — около 30X30 м). Для построек Аксума характерно ступенчатое очертание стен, расчлененных выступами и лопатками, раскреповка углов наподобие башен, квадратное или фигурное сечение колонн. Многоэтажные дворцы едва ли уступали в роскоши убранства аравийскому Гумдану.
    Самое замечательное в Аксуме — монолитные каменные стелы, которыми усеяны древние некрополи города и его окрестностей. Сохранились лишь некоторые, не самые высокие из них, но и они поражают воображение. Стелы группируются в трех районах города.
Аксум. Кладка с ростверком
Аксум. Кладка с ростверком
Аксум. Дворец Такха Мариам (частичная реконструкция плана)
Аксум. Дворец Такха Мариам (частичная реконструкция плана)
    Самый значительный некрополь начинается севернее священного квартала Дабтара и тянется цепочкой к северо-востоку; другая, менее значительная группа расположена к юго-западу от города; стелы третьей немногочисленной группы сосредоточены у входа в город со стороны Адуи.
    Гладкие или орнаментированные стелы достигали значительной высоты. Привлекает внимание тип стел, имитирующих облик многоэтажной башни: внизу углублена дверь, выше чередуются ярусы обрамленных деревянными связями окон и ряды кружков, передающие черты характерной кладки ростверком. Полукруглое навершие отмечено эмблемой Луны, — здесь закреплялись некогда бронзовые символические орнаменты.
Аксум. Гигантская стела (реконструкция)
Аксум. Гигантская стела (реконструкция)
    Стел этого типа насчитывается семь (все в первом некрополе). Но лишь одна поднимается невредимая на высоту своих 23 м. Другая вывезена в Рим и установлена перед аркой Константина. Третья, 12-ярусная 37-метровой высоты лежит разбитая на куски. В таком же состоянии еще три стелы. От седьмой сохранились лишь два фрагмента. Сечение этих монументов прямоугольное (основание гигантской стелы 2,35×3,84 м). Они устанавливались на каменную плиту со ступенями; у их подножия размещался жертвенный алтарь. Главные стелы высились на широких террасах, обрез которых укреплялся кладкой из тесаного известняка.
    Обелиски Древнего Египта далеко уступают по высоте стелам Аксума.
    На восточном краю города, у подножия холма Бьет Гиоргис, выделен кольцом ограды священный округ, посреди которого стоял некогда языческий храм. Внутри ограды близ входа четкой линией выстроились троны судей, а несколько далее — царский и епископский троны. Всего их здесь было 15. Вытесанные из плит известняка, они подняты на постаментах со ступенями.
    Каждый из этих памятников содержал перечень побед того или иного правителя, отмеченных высеченными в камне надписями. После особенно значительных побед цари посвящали трон божеству. Некоторые были накрыты балдахинами на каменных столбах. К юго-востоку от города, вдоль дороги на Адую, стоят остатки других десяти тронов.
    В 40-х годах IV в., намного раньше, чем в императорском Риме, Аксум принял в качестве государственной религии христианство. Языческие храмы разрушали и воздвигали над ними церкви. Так появился среди священной ограды Аксума собор Марии Сионской. В современном виде это — трехнефная базилика XVII в., но первоначально постройка была, по-видимому, пятинефной.
    Собор высится на древней платформе; от старого здания найдены фрагменты резного по камню растительного орнамента и зооморфных водосливов. В окна церкви были вставлены каменные решетки (остатки подобной решетки с рисунком креста сохранились в окне церкви Абба Панталеона близ Аксума).
Аксум. Гигантская стела (реконструкция)
Аксум. Гигантская стела (реконструкция)
    В северном конце города, у подножия холма, высечена в скале цистерна, куда собиралась дождевая вода со склонов. Этот водоем обеспечивал город водой.
Вотивный трон в Аксуме
Вотивный трон в Аксуме
Вотивный трон в Аксуме
Вотивный трон в Аксуме
Вотивный трон в Аксуме
Вотивный трон в Аксуме
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому