Иран. Персеполь. Дворец Ксеркса - История архитектуры

История архитектуры
Перейти к контенту

Иран. Персеполь. Дворец Ксеркса

Рабовладельческое общество > Иран
    Восточная лестница большой ападаны вела на площадь с другим приемным залом царей, так называемым Залом ста колонн. Он был несколько меньше по площади большой ападаны и ниже по высоте. Зал также ориентирован на северо-запад, главный его фасад располагался на продолжении продольной оси запад-восток большой ападаны. Таким образом, перед посетителем, выходившим из боковых дверей ападаны, раскрывался главный фасад зала. Он был оформлен портиком из 16 колонн в два ряда. По бокам портик закрыт квадратными комнатами по типу башен большой ападаны и фланкирован двумя скульптурами быков.
Иран. Персеполь. Пропилеи Ксеркса
Иран. Персеполь. Пропилеи Ксеркса
    Кровля зала покоилась на 100 колоннах, по 10 в ряд. Они и сырцовые стены зала погибли во время пожара при завоевании Александром Македонским. Однако базы колонн остались на местах, как и каменные облицовки дверных проемов и ниш в стенах; они и дали возможность восстановить архитектуру здания. В нем с каждой стороны располагались 11 каменных ниш и две двери. Перекрытие было легким, деревянным; свидетельства об этом древних авторов подтвердились археологическими раскопками, при которых открыт толстый слой пепла и древесного угля. Колонны были чрезвычайно стройны, отношение диаметра их к высоте составляло 1:10-12 и даже 1:13. Легкие перекрытия давали возможность делать интерколумнии шириной до 7-8 м; лес стройных колонн не загромождал зала и не препятствовал просмотру его насквозь во время происходивших здесь торжественных церемоний. По предположению одних исследователей зал освещался только через двери; других, что более вероятно, еще и световыми проемами в верхней части стен, которые в ненастье закрывались коврами и тканями.
    Монументальные каменные наличники дверей украшены барельефами с сюжетами, прославляющими царя. В дверных проемах главного фасада четыре раза повторена сцена торжественного приема мидийского сатрапа. На рельефе дверей задней стены царь сидит на троне, который поддерживают фигуры, символизирующие 28 подчиненных персам стран; на проемах в боковых фасадах изображена борьба царя с различными дикими зверями и фантастическими животными.
    Огромные размеры парадных залов, высота и простор их, атмосфера торжественности, которая создавалась уже грандиозными пропилеями, многоступенчатыми и многопролетными лестницами, площадями перед ними — все было подчинено идее прославления величия и могущества царей. Особенно интересно, что для этого в ахемединском Иране, впервые на Древнем Востоке, был избран тип светских построек, тогда как в Египте и Двуречье монументальная архитектура, выполнявшая те же задачи, была культовой. Это объяснялось разноплеменным составом империи, в которой не было и не могло быть единой религии. Церемонии возвеличивания царя не могли здесь вылиться в религиозные и приняли чисто светский характер.
Иран. Персеполь. Зал ста колонн. Пилон с рельефным изображением Артаксеркса I
Иран. Персеполь. Зал ста колонн. Пилон с рельефным изображением Артаксеркса I
    На планировку и характер дворцовых сооружений Ирана огромное влияние оказали жилые дома и дворцовые сооружения Мидии, а также гипостильные залы египетских храмов.
Иран. Персеполь. Лестница в трипилон
Иран. Персеполь. Лестница в трипилон
    Жилая часть дворцов располагалась южнее, за парадной. Единственный вход в нее вел с площади, находящейся между большой ападаной и 100-колонным залом. Монументальная двойная лестница, украшенная, как и лестница ападаны, барельефными изображениями воинов и зверей, вела к пропилеям. Квадратный их зал был перекрыт потолком на четырех колоннах, а с юга и севера (в главном направлении) оформлен двухколонными портиками. На каменных облицовках дверных проемов изображен царь в домашней обстановке (сохранились косяки трех проемов).
    За пропилеями находился большой вытянутый с севера на юг замкнутый двор, на который выходили боковые фасады дворцовых строений. С востока и юга двор ограничен огромным по площади сооружением, называемым гаремом. В центре северной его части располагался 12-колонный зал, северный фасад которого оформлял 8-колонный портик, а с юга находился такой же по величине внутренний дворик. Вся остальная территория занята одинаковыми маленькими залами.
    Лестница в западной стороне большого двора вела через 4-колонные пропилеи во второй двор, меньший, вся южная сторона которого замыкалась фасадным портиком дворца, принадлежащего Ксерксу, что указано в строительной надписи. Центральный квадратный зал дворца был окружен малыми помещениями, иногда дополнительно разделенными стенками.
Иран. Персеполь. Дворец Ксеркса. Открытая терраса
Иран. Персеполь. Дворец Ксеркса. Открытая терраса
    С южной стороны дворца устроена терраса, высоко поднимавшаяся над склоном холма, с которой открывалась панорама всей долины. Во дворе сохранилось много каменных наличников дверных и оконных проемов, но следов перекрытий и колонн, даже их баз, не обнаружено. Предполагают, что колонны, как и перекрытия, были деревянными.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому