Урарту. Искусство
Рабовладельческое общество > Закавказье > Государство Урарту
В монументальных зданиях Урарту видное место принадлежало росписи и в известной степени монументальной скульптуре. Композиция росписей одноплановая, чаще всего она строится на чередующихся горизонтальных рядах полос геометрического и растительного орнамента, а также фигур людей и животных. Одним из таких фрагментов, обнаруженных при раскопках в большом храме Арин-берда, является изображение бога Халди, стоящего на льве, с рогатой тиарой на голове и с жезлом в руке. Общая высота изображения 61 см.
Подобные композиции — божества, стоящие на львах, быках или фантастических животных, известны в довольно большом количестве и в других областях урартского искусства (в Адильджевазе — рельеф на камне, в Топрах-кале — бронзовые статуэтки, в Тейшебаини — бронзовые пояса и др.), а также в искусстве Древнего Востока (в Телль-Халафе — святилище главных божеств хетто-субарийского круга, ассирийские наскальные изображения Бавиана и др.).
Урарту. Арин-берд. Роспись с изображением бога Халди
Урарту. Тейшебаини. Роспись диска с изображением бога солнца
Рельеф из Адильджеваза (Ванский район) высотой 3,3 м, исполненный на каменных блоках, изображает бога Тейшебу, стоящего на быке между священными деревьями.
По всей вероятности, орнаментированный диск из Тейшебаини является символом бога солнца — Шивини, третьего бога триады богов урартского пантеона. В центре этого диска изображено солнце с расходящимися лучами. Круг украшен восьмилепестковыми розетками, его окружают восемь пальметток, между которыми находятся стилизованные изображения плода граната — символ плодородия.
Из раскрытых росписей Арин-берда наиболее примечательным является большой фриз. В нем верхний ряд состоит из пальметт, ниже которых помещены ступенчатые башенки. Под ними шел ряд изображений священных деревьев и богов, заключенный между полосами с весьмилепестковыми розетками.
Затем следует основная полоса — орнаментированные квадраты с вогнутыми сторонами, по обе стороны которых стоят обращенные друг к другу львы или коленопреклоненные быки. Ниже этой широкой полосы снова идет ряд священных деревьев с богами, с теми же полосками розеток, и, наконец, последний завершающий ряд — из свисающих на ветках бутонов.
Урарту. Арин-берд. Большой фриз (реконструкция)
Во многом схожие с ассирийскими росписями урартские фрески типичны для Древнего Востока, в искусство которого они вносят свои характерные элементы. В них обнаруживается много общего с мотивами ассирийского орнамента (росписи Дур-Шаррукина, Нимруда, Тил-Борсипа).
Урарту. Арин-берд. Роспись стены дворца (реконструкция)
Аналогия касается отдельных деталей ступенчатых пирамид, розеток, пальметт, плода граната и др. Общим с ассирийскими росписями являются изображения деревьев, по сторонам которых располагаются фигурки божеств и богато украшенных дисков с крылатыми божествами около них (Кармир-блур). Можно считать, что стиль урартских росписей с твердо выработанными правилами для изображения форм деталей складывался в тесной взаимосвязи с искусством Ассирии.
Наследие и традиции архитектурно-строительной культуры Урарту, в последующее время воспринятые армянской архитектурой, проявились в планировочных композициях городов, в системе оборонных крепостных стен и расположении дворцовых построек на возвышенностях, доминирующих над городами. Практика закладки городов была основана на предварительно установленном порядке прокладки улиц и разбивки кварталов. Главными сооружениями городов являлись цитадели, заключавшие в себе дворцы, храмы и хозяйственные помещения. Цитадели были средоточием власти. Для их облика характерна мощь и неприступность. Массовым жилым постройкам Урарту, как и монументальным сооружениям, свойственно богатство архитектурных форм (мегарон, перистильный двор, многоколонный зал, башенные сооружения). Скальные и пещерные сооружения составляют значительную часть зодчества Урарту. В дальнейшем на их основе в армянском зодчестве возникла культура обработки камня.