Армения. Дворцы, виллы - История архитектуры

История архитектуры
Перейти к контенту

Армения. Дворцы, виллы

Рабовладельческое общество > Закавказье > Армения
Армения. Гарни. Генеральный план крепости
Армения. Гарни. Генеральный план крепости 1 — северная стена; 2 — восточная стена; 3 — ворота; 4 — языческий храм; 5 — парадный зал; 6 — жилой корпус; 7 — дворцовая баня; 8 — колонный зал; 9 — христианская церковь, VII в.
    Какими были дворцы знати в столицах Армении эллинистического периода не известно. Учитывая хвалебные отзывы древних авторов об этих городах, надо полагать, что к числу лучших городских сооружений принадлежали и резиденции правителей. Дворец цитадели Ервандашата, названный армянским историком V в. Фавстосом Бузандом (Фавст Византийский) «большим городом», по описанию Мовсеса Хоренаци, имел высокие стены с медными воротами и железной лестницей. Надо думать, что расположенные в цитадели дворцы правителей этого времени, подобно урартским дворцам (Эребуни, Тейшебаини), представляли собой комплекс помещений, объединенных в одном сооружении.
    Иной характер имели загородные виллы и летние резиденции, окруженные садами, водоемами с рыбой и обширными лесами с дикими животными для охоты. По свидетельству Мовсеса Хоренаци, царская вилла Ервандакерт состояла из разрозненных, веселых на вид, светлых, изящных и бесподобных зданий, расположенных среди благоухающих цветников. Очевидно к типу Ервандакерта принадлежали загородный дворец Тиграна II около Тигранакерта и упомянутый Фавстосом Бузандом под названием Тикнуни, дворец царя Хосрова II (330—338 гг.) близ Двина, в дубовом лесу долины реки Азат.
    Правдивое описание Мовсесом Хоренаци архитектурного облика Ервандакерта применимо и к летней царской резиденции в крепости Гарни. Дворцовый комплекс состоял из отдельных зданий. Раскопаны остатки храма, парадного и колонного залов, жилого корпуса и бани. Они располагались вокруг просторной площади в южной, удаленной от ворот части крепости, где образовывали своеобразный ансамбль.
    Вершину мыса занимал храм, обращенный на площадь главным северным фасадом. Учитывая размеры храма и его расположение на оси, проходящей через ворота крепости, можно предполагать, что он служил основным архитектурным акцентом ансамбля.
    С запада от храма, у края обрыва помещался парадный зал. Его подвальный этаж представлял собой вытянутое сводчатое помещение (12,5×22,5 м) с шестью квадратными столбами на продольной оси. Стены делили поставленные по оси столбов пилястры, между которыми находились арочные ниши. В VII в. над руинами зала был построен круглый христианский храм.
Армения. Гарни. Дворцовая баня. Общий вид
Армения. Гарни. Дворцовая баня. Общий вид
    С севера к залу примыкал жилой корпус, подвальные помещения которого включали небольшую винодельню. Сохранившиеся на штукатурке следы окраски подвальных помещений в розовые и красные цвета дают основание предполагать богатство убранства жилых и парадных покоев дворца.
    С северной стороны площади под углом к жилому корпусу находилась дворцовая баня. Сооруженное из рваного камня на известковом растворе здание включало не менее пяти помещений, из которых четыре имели по торцам апсиды. В некоторых апсидах с пониженным уровнем пола, вероятно, находились небольшие бассейны.
Армения. Гарни. Дворцовая баня. План
Армения. Гарни. Дворцовая баня. План
    Судя по конструктивным особенностям уцелевших до высоты 2—2,5 м стен, первая с востока апсидальная комната служила раздевальней, вторая — купальным залом с холодной, третья — с теплой, а четвертая — с горячей водой. В последней помещался также резервуар для воды с топочным отделением в подвале. Полы были выложены из двух слоев обожженных кирпичей (64X66x6 и 64X66X4 см), покрытых полированным стуком (толщиной 7 см). Полы опирались на кирпичные столбики (диаметром от 19 до 25 см) и обогревались снизу горячим воздухом с дымом, поступавшим из топки.
    Некоторое представление об отделке интерьера дают уцелевшие в отдельных помещениях полы с остатками каменной мозаики. Особый интерес представляет мозаика пола раздевальни, датируемая III—IV в. Ее сюжет взят из греческой мифологии и содержит изображения на зеленоватом фоне моря, рыб, нереид, ихтинокентавров и богов Океана и Таласы. Интересна надпись на мозаике, гласящая: «Ничего не получая, работали».
    Баня Гарни по своей композиции, наличию нескольких купальных залов с различной температурой и отоплением системы гипокауст, имеет много общего с античными банями Сирии и Малой Азии, особенно с банями в Мцхета-Армази (II—III вв.) в Грузии, в Дура-Европосе и в Антиохии на Оронте (IV в.).
Армения. Гарни. Дворцовая баня. Мозаика пола раздевальни, III—IV вв.
Армения. Гарни. Дворцовая баня. Мозаика пола раздевальни, III—IV вв.
Армения. Гарни. Колонный зал. План
Армения. Гарни. Колонный зал. План
    Представляют интерес остатки расположенного у восточной крепостной стены прямоугольного помещения (6,3×9,75 м), датируемого III—IV вв. Его деревянное перекрытие опиралось на два внутренних деревянных столба (диаметр 31 см) с каменными базами. Подобная композиция здания с внутренними столбами характерна также для колонного зала города-крепости Багинети близ Мцхеты (Грузия).
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому