Парфия. Дворцы Ашшура, Ниппура, Кухи-Ходжа
Рабовладельческое общество > Иран
Парфия. Ашшур. Дворец. Реконструкция одного из помещений
Композиция дворца в Ашшуре (I в.) совсем иная: помещения окружают замкнутый четырехугольный двор с четырьмя айванами. Но здесь, как и в Хатре, архитектура тесно связана с традицией народного жилища и различия чисто количественные — во дворце больше помещений, айванов, богатый архитектурный декор и т. д. Как и в жилище, главный айван обращен к северу. Дворцовые помещения возведены главным образом из сырца и лишь дворовые фасады (северный айван) и четырехстолпный зал сложены из обожженного кирпича.
Важно отметить, что айваны были арочные, но не сводчатые, а в сводчатых покрытиях комнат и коридоров техника поперечных отрезков применялась только при больших пролетах. Фасады оформлены трехъярусным ордером полуколонн. Тонкие цилиндрические колонны образованы выпуском кирпича на ребро с алебастровой штукатуркой. Базы отсутствуют, а капители соединяют черты ионики и дорики. В помещениях фризы и софиты арок украшает несложный стуковый орнамент, в основном геометрического характера. В северном айване и в некоторых помещениях близ южного айвана найдены фрагменты штукатурки с многоцветной росписью.
Во дворце Ашшура помимо двора с айванами привлекают внимание перистильный двор и четырехстолпный зал. Малый двор был обнесен аркадой на круглых столбах сечением более метра, сложенных из обожженного кирпича на ребро и плашмя — греческая форма получила чисто местное выражение и конструкции. В зале на четыре квадратных пилона опираются по три в ряд арки разного пролета, разделяя помещение на три нефа. Это решение, еще примитивное, повлекло в дальнейшем разработку ряда остроумных и целесообразных конструкций средневековой архитектуры Двуречья и Ирана.
Парфия. Ашшур. Дворец. Реконструкция двора
Парфия. Ашшур. Дворец. План
Парфянский дворец Ниппура с перистилем напоминает в плане дворец Ашшура, но все покрытия его были архитравные.
От дворца-цитадели Дуры начала III в. до н. э., перестроенного во II в. до н. э. с повторением первоначальных форм перистиля, сохранилась после обрушения лишь небольшая часть. Реконструкция воссоздает план симметричной композиции с тремя огромными параллельными айванами и квадратной постройкой позади среднего из них (храм?). Эти черты перекликаются с архитектурой Ашшура.
Парфянский дворец найден и на дальних восточных рубежах парфянской державы. Большой интерес по своим формам и конструкциям представляют постройки Кухи-Ходжа на озере Хамун; по южному склону холмистого острова рассеяны остатки большого замка или малого города, а на его высшей точке стоял дворец с галереями вокруг двора, парой айванов и входом с юга. Конструкции носят местный характер — стены из битой глины и своды из сырца. Различаются два строительных периода: 1-й парфянский (I в.), 2-й — раннесасанидский (III в.). В первом периоде арки на фасадах чередовались с дорическими колоннами, во втором — те же параболические арки перемежаются лопатками. Галерея северной стороны двора высилась над обрезом холма, но во втором периоде появился нижний ярус, а еще выше на террасе возник храм огня. Парфянское здание было оформлено прекрасным резным стуком, но особое внимание приковывают росписи верхней галереи — на стенах, простенках, в проемах и на сводах. Сюжетная живопись выполнена в различной манере — греческой (Эрос в разных вариантах), греко-бактрийской и местной. Роспись свода делится лавровыми гирляндами на сетку, ячейки которой заняты попеременно то орнаментом, то фигурами. Все же основу росписей Кухи-Ходжа составляет местная традиция, тогда как эллинистические мотивы и детали живописи имеют наносный характер.
Парфия. Дура-Европос. Дворец. План (реконструкция)
Парфия. Кухи-Ходжа. Дворец. План