Парфия
Рабовладельческое общество > Иран
Карта Парфии
В 330 г. до н. э. Персеполь подчинился войскам Александра Македонского и держава Ахеменидов стала частью огромной греко-македонской империи. После смерти Александра (312 г.до н.э.) в Иране, Сирии и Месопотамии установилась власть греческой династии Селевкидов. Центром государства были последовательно Вавилон, Селевкия на Тигре и Антиохия на Оронте. Государство Селевкидов оказалось непрочным - объединение кочевых восточно-иранских племен привело к созданию в 250 г. до н. э. Парфянского царства под началом династии Аршакидов.
Парфия крепла и стала при Митридате I (174—38 гг. до н. э.) одним из крупнейших государств Передней Азии, охватившим Двуречье на западе, земли до Каспия и Аму-Дарьи на севере. С середины I в. до н. э. начинается соперничество с Римом, стремившимся захватить торговые пути на Восток. Внутренние междоусобицы и набеги кочевников на северо-востоке расшатали власть Аршакидов и открыли римлянам доступ к Селевкии и Ктесифону, которые были взяты Траяном в 115 г. и переходили из рук в руки, пока в 217 г. парфяне не были принуждены отступить. Тем самым было подготовлено падение династии, довершенное в 226 г. Сасанидами.
В социальном отношении Парфянское государство было рабовладельческим с пережитками общинно-родового строя. Административно оно не составляло единого целого, а было лишь объединением сатрапий, управляемых представителями местных аристократических кругов. Население представляло собой смешение иранских, вавилонских, сирийских и греческих элементов.
Характер культуры этого времени сложен. Селевкиды распространяли в своих владениях греческую цивилизацию и поощряли развитие городов-полисов. Местное население — земледельцы и кочевники — практически не участвовало в сложении этой цивилизации. Парфянские цари считали себя преемниками Дария и Ксеркса, подчеркивая это внешними признаками — одеждой и придворным церемониалом, но были далеки от мысли возрождения традиций иранской культуры.
Признавая роль греческих городов — полисов в экономике, они опирались на эллинистическую культуру. Некоторые из Аршакидов даже ставили себе в заслугу защиту эллинизма от Рима. Двойственная политика парфянских царей отразилась в сочетании греческих и восточных элементов в официальном искусстве. В то же время иранцы смотрели на Аршакидов как на чужеземных правителей, и народное искусство было антагонистично эллинистическим тенденциям двора.
С течением времени города-полисы Востока оказались отрезанными от Запада, а эллинистические элементы культуры растворились в культуре местного населения, имевшего собственные традиции, язык, обычаи. В архитектуре Парфии отсутствовали единые традиции. Поэтому не существовало и единого архитектурного стиля.
В своих сооружениях Аршакиды не пытались воспроизвести особенности строительства ни Ахеменидов, ни греков. Строительная техника основывалась на местных возможностях и подручных материалах. Учитывались климатические особенности страны. В постройках господствовали своды и связанные с ними приемы композиции. Это обстоятельство сближало зодчество Аршакидов с народной строительной традицией и определяло историческое значение архитектуры Парфии в целом, которая явилась базой для развития средневекового зодчества Ирака и Двуречья.