Иран. Парковые гроты Таки-Бустана
Рабовладельческое общество > Иран
Иран. Дворцовая постройка Дамгана
Известны и другие дворцовые постройки сасанидского времени. Часть дворцового здания с тройным айваном и великолепным стуковым декором открыта на Тепе-Хиссар в Дамгане (датируется в пределах 488-531 гг.). Два сасанидских здания в Кише считаются резиденцией знатных лиц. Остатки дворцового здания из обожженного кирпича с тройным айваном и фресками открыты в Айване-Карка (4 км от Суз, IV в.).
Дворцовые ансамбли ориентированы в большинстве точно по странам света. Но главный айван более ранних построек направлен различно: в Фирузабаде — к северу, в Сарвистане — к западу. Лишь в конце периода намечается устойчивое стремление обращать главный айван прямо на восток.
Иран. Гроты Таки-Бустана, IV—V вв. Фасад
Иран. Гроты Таки-Бустана, IV—V вв. Общий вид
Сказочные сасанидские парки поражали воображение арабских авторов. Заполненные редкими растениями и животными, они освежались ручьями и водоемами, украшались наскальными рельефами и павильонами. Одному из таких парков — загородной охотничьей резиденции принадлежат знаменитые гроты Таки-Бустана в 5 км к северо-востоку от Керманшаха. Два сводчатых грота высечены рядом в скале. Меньший из них (5,8X 3,6 м) был устроен Шапуром III (383-388 гг.); в глубине его изваяны барельефы Шапура III и Шапура II, что поясняется надписями на среднеперсидском языке пехлеви.
Происхождение второго грота спорно — его приписывают Перозу (457-483 гг.) или скорее Хосрову II (590-628 гг.). Он просторнее (7,5Х6,8 м) и богаче отделан; тимпаны арки заполняют фигуры крылатой богини победы, в глубине горельефное изображение Хосрова на коне, изваянное скульптором Каддусом, а над ним во втором ярусе — сцена инвеституры; боковые стены заняты почти плоскими многофигурными композициями охоты на кабанов и ланей. Подножие гротов омывал источник (воды его, поднятые в прошлом столетии плотиной, образовали озеро). По соседству с гротами находится скальный барельеф. Архитектурный ансамбль дополнялся рядом легких построек. С самолета видны прямоугольные контуры обширного парка-парадиза.
Иран. Гроты Таки-Бустана, IV—V вв. Разрез
В дворцовых сооружениях Сасанидские зодчие проявили себя как исключительные мастера компоновки плана и объемов. Для дворцовых ансамблей характерны четкая организация, равновесие масс, грандиозный размах. Но вместе с тем они почти всегда немасштабны — контуры плана могут быть без ущерба уменьшены вдвое, или даже втрое — настолько помещения не согласованы с размером человека.
Трудно наметить последовательное развитие архитектуры. В целом можно, пожалуй, сказать, что, если в начале сооружения отличаются собранностью, замкнутостью, компактностью плана и объемов, аскетизмом, то в конце периода ансамбль получает черты пространственности, формы усложняются, характерным становится выдвинутый вперед тройной многостолпный айван.
Иран. Гроты Таки-Бустана, IV—V вв. План
Best property on https://hata.ng/akwa-ibom/uyo/houses-apartments-for-rent. Be with Hata in Nigeria
здесь полный обзор SpookySwap