Городская архитектура - История архитектуры

История архитектуры
Перейти к контенту

Городская архитектура

Рабовладельческое общество > Двуречье и Месопотамия
Эшнунна, III тысячелетие до н. э. Реконструкция части города
Эшнунна, III тысячелетие до н. э. Реконструкция части города
    Жилые дома, лепившиеся вокруг центрального храмового (и дворцового) комплекса, были в основном прямоугольными в плане, без окон, с освещением через дверные проемы, с плоской крышей и внутренним двором, реже наружным, обнесенным глинобитными стенами. Дома зажиточных горожан начала II тысячелетия до н.э. могли быть двухэтажными, с деревянной галереей, огибавшей внутренний двор.
Ур. Жилой дом, начало II тысячелетия до н. э. План
Ур. Жилой дом, начало II тысячелетия до н. э. План
Ур. Жилой дом, начало II тысячелетия до н. э. Разрез
Ур. Жилой дом, начало II тысячелетия до н. э. Разрез
    Застройка города производилась стихийно. Между домами были кривые и узкие переулки и тупики. Улицы не проходимыми, однако во многих крупных поселениях уже имелась канализация. Снаружи поселение обносилось крепостной стеной, часто значительной толщины. Примером является город Ур (III тысячелетие до н. э. — VI в. до н. э.). Религиозноадминистративный центр города в свою очередь был обнесен крепостной стеной. Его отличала от остальной городской застройки некоторая регулярность планировки. Колоссальный зиккурат, примыкающие к нему святилища и двор отделены еще одной двойной стеной.
Эшнунна, III тысячелетие до н. э. План жилых кварталов
Эшнунна, III тысячелетие до н. э. План жилых кварталов
    Таким образом, в Двуречье с конца IV тысячелетия до н. э. и на протяжении многих веков развивалось только кирпичное сырцовое строительство, что было обусловлено в первую очередь бедностью природных ресурсов страны. Именно преобладание сырцового кирпичного строительства определило целый ряд характерных особенностей архитектуры Двуречья: строгий линейный ритм ниш и выступов, отсутствие криволинейных элементов, редкое применение отдельно стоящей опоры — колонны, наряду с этим довольно частое употребление сводчатых покрытий (большей частью ложных).
    Дошедшая до нашего времени статуя правителя Гудеа, изображенного с чертежом и масштабной линейкой, позволяет предположить приемы проектирования, применявшиеся древними зодчими. На планах лишь проставлялись цифрами размеры частей здания, самые планы были вычерчены без точного соблюдения соотношения размеров помещений.
Город Ур, III тысячелетие до н. э. — VI в. до н. э. План
Город Ур, III тысячелетие до н. э. — VI в. до н. э. План: 1 — гробницы второй половины III тысячелетия до н. э. Памятники III династии Ура, конец III тысячелетия до н. э.; 2 — мемориальное здание над гробницами царей; 3 — предполагаемый дворец: 4 — храм Наннара и Нингал; 5 — двойной храм Нингал (южная часть — храм царя Бурсина); 6 — дворец Урнамму; 7 — зиккурат; 8 — дома около 2000 г. до н. э. Перестройка нововавилонского времени, VII — VI вв. до н. э.; 9 — стены священного участка; 10 — стены города
Уp. III тысячелетие до н. э. — VI в. до н. э. План священного участка
Уp. III тысячелетие до н. э. — VI в. до н. э. План священного участка 1 — гробницы 2-й половины III тысячелетия до н. э.; памятники конца III тысячелетия до н. э.; 2 — гробницы;3 — предполагаемый дворец; 4 — храм Наннара и Нингал; 5 — двойной храм Нингал (южная часть — храм царя Бурсина); 6 — дворец Ур-Намму; 7 — зиккурат; 8 — дома, около 2000 г. до н. э.; перестройка нововавилонского времени, VII—VI вв. до н. э.; 9 — стены священного участка;
    Своеобразие планировки городских комплексов и отдельных зданий в значительной мере объясняется особенностями климатических условий (открытый дворик на юге, закрытые помещения на севере и т. д.), а также характером общественных отношений в эпоху раннеклассового общества; типично выделение в середине города священного храмового участка с доминирующим в центре храмом главного божества и многоступенчатым зиккуратом с храмиком — жилищем верховного бога наверху.
    О подлинно архитектурной организации пространства можно говорить только применительно к общественным зданиям, в первую очередь к храмам, а также к центральному храмовому комплексу города в целом. Уже самый участок храма, прямоугольный или овальный в плане, обнесенный массивными стенами, несколько возвышался над окружающей застройкой. Ритмичные вертикальные выступы, членившие высокие стены, создавали игру светотени, разбивавшую однообразие беленых плоскостей, и придавали зданию торжественность, которой были лишены обычные жилые строения.
    Центральная тяжелая громада «верхнего» храма с храмиком наверху, стоявшего либо на сплошной высокой платформе, либо на нескольких — массивных, громоздившихся друг над другом параллелепипедах зиккурата, с вершины которого божество словно взирало на подданных, представлялась как бы зримой связью небес с храмовым комплексом на земле. В то же время создавалось впечатление доминирующей мощи обитающего здесь божества, вполне гармонировавшее с его скульптурным образом, созданным в шумерском искусстве, — тяжелым, приземистым, с резко выраженными чертами лица и огромными, всевидящими глазами.
План дворца, изображенный на статуе Гудеа, середина III тысячелетия до н. э.
План дворца, изображенный на статуе Гудеа, середина III тысячелетия до н. э.
    Простые объемы, главным образом в виде кубов и параллелепипедов, и вертикальное членение плоскостей стен — основные черты шумерской и вавилонской архитектуры. Медленные темпы развития производства, стойкость социальных и религиозных традиций способствовали их закреплению. Это дает возможность довольно легко выделить появлявшиеся по временам чужеродные влияния.
Урук. Храм Караиндаша, XV в. до н. э. Реконструкция стены
Урук. Храм Караиндаша, XV в. до н. э. Реконструкция стены
    Так, в храме, построенном касситским царем Караиндашем в Уруке (XV в. до н.э.) в период завоевания страны горными племенами, нарушены традиции планировки и декоративного оформления здания. Отсутствует внутренний двор, как декоративный элемент введена скульптура. Однако эти (возможно, эламские) черты не были закреплены в архитектуре последующего времени.
    Кирпичное сырцовое строительство Двуречья со всеми выработанными для него строительными принципами оказало решающее влияние на архитектуру соседних стран — Ассирии, государств Малой Азии и др., где также преобладают постройки из кирпича, хотя эти области достаточно богаты и другими строительными материалами (лесом и камнем).
Цветовые решения этих жалюзи зависят только от вашего выбора zhaluzihouseru
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому