Гробницы знатных вельмож
Рабовладельческое общество > Древний Египет > Среднее царство
Гробницы знатных вельмож. Плита Хенену (Музей в Москве)
Гробницы знатных вельмож в период Среднего царства сооружались в непосредственной близости от усыпальниц фараонов.
Гробницы вельмож времени фараона Ментухотепа I, построенные недалеко or погребального храма фараона в Дейр-эль-Бахри, по плану очень близки между собой: у подножия скалы сооружались ворота, за которыми находилась небольшая молельня со статуей покойного; перед ней совершались жертвоприношения. От ворот вверх вел крутой подъем, обрамленный кирпичными стенами.
Непосредственно перед входом в гробницу возводили иногда портик с колоннами, от него вел длинный коридор, в конце которого находился зал с нишей, где стояла другая статуя покойного. Рельефы и росписи покрывали стены: портика, коридоров и зала. Под залом в скале вырубалась шахта, которая вела в погребальную камеру. Стены камеры облицовывались известняковыми плитами, покрытыми раскрашенными рельефами.
Гробницы рядовых номархов сооружались на территории их нома. Для периода Среднего царства характерен тип скальной гробницы. Хотя по плану все эти сооружения однотипны, но внутреннее оформление гробниц в различных областях неодинаково.
В гробницах номархов в Моалли вырубленные в скалах помещения имеют неправильную форму, колонны в одном и том же зале различны по виду, стволы грубо отесаны.
Гробницы знатных вельмож. Рельеф с изображением царицы Кавит. XI династия (Музей в Каире)
Гробницы знатных вельмож. Ассуан. Скальная гробница Сиренповета, сына правителя Сатетхотепа. Галерея
Гробницы номархов Среднего Египта отличались более тщательным выполнением: по сторонам входа в гробницу стояли колонны с каннелированными стволами, напоминающие «протодорические» полуколонны в храме пирамиды Джосера. Внутреннее помещение гробниц разделялось колоннами на длинные коридоры.
В скальных гробницах часто применялись колонны в виде пучка из четырех перевязанных стеблей лотоса, с капителями в форме цветов. Колонны и покрывавшие их иероглифы ярко окрашивались.
Росписи на стенах изображали, как и в Древнем царстве, различные эпизоды из жизни покойного: охоту, рыбную ловлю, земледельческие работы. Наряду с ними часто встречаются военные сюжеты, появившиеся в результате постоянных междуусобных войн в Египте в конце III — начале II тысячелетия до н. э.
Сочетание полихромных стенных росписей с пестрыми архитравами и яркими стволами колонн, увенчанными разноцветными капителями, придавали гробницам нарядный, красочный вид. Наибольшей известностью пользуются гробницы в Бени-Хасане, Эль-Берше и Меире. У берега реки обычно сооружалась небольшая молельня, от которой к скальной гробнице вела дорога, заканчивавшаяся площадкой, обрамленной портиком с колоннами.
За ней шел центральный колонный зал, разделенный двумя рядами колонн на три нефа. Потолок зала, вырубленный в форме тройного свода, опиравшегося на архитравы, был расписан яркими геометрическими орнаментами. Из-за трудности работы в скалах боковые нефы делали ниже центрального.
Гробницы знатных вельмож в Бени-Хасане. Наружный портик гробницы Хнумхотепа. XII династия
Гробницы знатных вельмож в Бени-Хасане. Внутренний вид зала гробницы Аменемхета III
В отличие от массивных гробниц Древнего царства с их замкнутым внешним объемом, в скальных гробницах Среднего царства обнаруживается интерес к разработке интерьера. Важное место здесь отводилось колонне как в наружном, так и во внутреннем оформлении здания. Большую роль играли также росписи, наносившиеся либо на сглаженную поверхность стены, либо на слой стука, окрашенного в кремовый или серо-голубой цвет. Для соблюдения точности рисунка поверхность стены делили на клетки.
Сюжеты росписей были разнообразны: земледельческие работы, мастерские ремесленников, военные походы, штурм крепостей, игры, танцы, семейные группы, охота в пустыне и в нильских зарослях. Для росписей использовали естественные красители — уголь для черной краски, соединение меди для синей, окись железа для коричневой и красной. По сравнению с локальной окраской, применявшейся в росписях Древнего царства, в росписях Среднего чаще используются полутона.
Росписи сплошь заполняли всю поверхность стены по обеим сторонам двери, так же как это было в сооружениях Древнего царства. Фигура владельца гробницы была крупнее всех остальных, тело человека изображалось условно: при профильном положении головы и ног плечи и глаза изображались в фас.
Новшеством является расположение центральной композиции: она не строится рядами, а покрывает всю поверхность стены; усложняется передача движения, более естественными становятся жесты людей, жизненнее — позы животных.
В одной из гробниц Бени-Хасана изображен номарх в лодке, охотящейся с острогой на рыб в зарослях папируса, в которых гнездятся птицы разнообразных пород.
Гробницы знатных вельмож. Гробница Хнумхотепа в Бени-Хасане. Фрагменты росписей: птицы
Гробницы знатных вельмож. Гробница Хнумхотепа в Бени-Хасане. Фрагменты росписей: кормление газелей
На другой росписи изображено дерево с птицами, причем мастер очень точно показывает пестрого удода, сорокопута. Дикая кошка собирается прыгнуть на гнездо с птицами. Исключительно хорошо передана напряженность тела зверька, насторожившегося и приготовившегося к прыжку; папирус согнулся под тяжестью кошки, взгляд ее прикован к добыче. Сероватокоричневыми мазками по желтому фону художник передает шелковистую шерсть, тенью подчеркивает мускулы поджароготела. В росписях Среднего царства впервые появляются зачатки светотеневоймоделировки изображения.
Наряду с заупокойными сооружениями от периода Среднего царства сохранились архитектурные памятники, непосредственно не связанные с загробным культом.
Сенусерт I воздвиг величественный храм Атума в Ону, от которого в настоящее время сохранился один обелиск. Он построил также храм Осириса в Абидосе, подробно описанный в заупокойной стеле архитектора, руководившего строительством храма, начальника всех работ царя Ментухотепа: «Я вел работы в храме, построенном из аянского камня, я вел работы по священной ладье, я сделал… жертвенники из лазурита, бронзы, электра и серебра, медь была в изобилии без конца и бронза без границ, ожерелья из настоящего малахита, всякие украшения из драгоценных камней».
Гробницы знатных вельмож. Гробница Хнумхотепа в Бени-Хасане. Фрагменты росписей: кошка
Гробницы знатных вельмож. Карнак. Молельня Сенусерта I. Общий вид (реконструкция)
Вел Сенусерт строительство и в фиванском святилище — Карнаке. Реставрированная молельня этого фараона дает представление об египетском храме начала II тысячелетия до н. э. К прямоугольному в плане храму, стоящему на высоком цоколе, с двух сторон ведут лестницы. Храм окружен четырехгранными столбами, на которые опирается перекрытие, обрамленное вогнутым карнизом. Молельня Сенусерта производит цельное и гармоничное впечатление.
Архитекторы Среднего царства не воздвигали таких грандиозных сооружений, как пирамиды Древнего царства. Постройки этого времени характеризуются разработкой внутренних пространств, увеличением длины здания, усилением роли колонны в наружном и внутреннем оформлении здания. Все эти черты получили дальнейшее развитие в архитектуре Нового царства.
Гробницы знатных вельмож. Гелиополь. Обелиск Сенусерта I. XII династия
Гробницы знатных вельмож. Карнак. Молельня Сенусерта I. Деталь портика (реконструкция)