Культуры Лимы, Наска - История архитектуры

История архитектуры
Перейти к контенту

Культуры Лимы, Наска

Рабовладельческое общество > Америка. Этапы развития
Пачакамак, после 1000 г. Генеральный план центра города
Пачакамак, после 1000 г. Генеральный план центра города
    Культура Лимы во многом повторяет сооружения Мочика. Для нее также характерно возведение пирамид из адобов, у подножия которых устраивались погребения.
    Наиболее крупным городом культуры Лимы, существовавшим и во времена инков, был Пачакамак, город, в главном храме которого находилось божество — оракул. В настоящее время Пачакамак занесен песком. Инки не разрушили город, а возвели в нем два новых больших культовых сооружения: храм Солнца и монастырь дев Солнца. Все здания были построены из адобов, вылепленных руками или сделанных в формах, лишь цоколи — из камня.
    Храм Пачакамака (господина мира) находился на обращенном к морю краю города, в его южном углу. Храм — наиболее древняя часть города — одновременен культурам Мочика и Наска. И храмовый участок, и город были обнесены стенами. Храм представлял собой платформу из восьми ступеней (с северной стороны), имевших высоту около 1 м. Поверхность ступеней была покрыта слоем глины, сглажена и расписана мифологическими сюжетами. Росписи возобновлялись не менее 16 раз.
    На вершине платформы находились различные жилые и культовые постройки, сгруппированные вокруг двора. Среди них имелось темное святилище, в котором с трудом помещалось несколько человек. Здесь была деревянная культовая статуя — оракул, с которым общались только жрецы, входившие в святилище с дарами паломников. Перед статуей приносилась в жертву кровь людей и животных. Кладбище знати и жрецов располагалось у восточной стороны платформы.
    С востока к храму примыкала широкая эспланада с колонными галереями, под навесами которых размещались купцы и паломники. На эспланаде находились также дома для их проживания. Колонные галереи представляют собой явление уникальное в архитектуре Южной Америки, и их появление, безусловно, вызвано особыми требованиями жизни Пачакамака. Сам город размером 6 X 3 км был разбит двумя, примерно следующими странам света, улицами. Его кварталы содержали похожие на дворцы сооружения и многочисленные группы примыкающих друг к другу помещений, доступных только сверху. Сочетание культового центра и жилых сооружений согласуется с типом города, представленным Чан-Чаном.
    Культура Наска также характерна сооружением больших пирамид из адобов. Так в Кахуачи, на среднем течении реки Наска, возводились пирамидальные платформы до 20 м высоты, увенчанные группами прямоугольных помещений. Однако наиболее примечательной чертой архитектуры является сооружение огромных монументальных изображений. Они находятся на плоскогорье над реками Пальпа и Инженио.
    Изображения образованы сетью пешеходных, усыпанных светлым песком и гравием дорожек, по сторонам которых стоят каменные столбы. Территория, занятая ими, имеет около 100 км длины и несколько километров ширины. Дорожки не служили для сообщения между какими-либо определенными пунктами. Рисунки имеют вид прямых лент, спиралей, фигур рыб, насекомых, птиц, растений, выполненных в колоссальных размерах. По линиям рисунков, видимо, двигались ритуальные процессии. В какой-то мере изображения являлись астрономическими обозначениями, некоторые из рисунков связаны со звездами по ориентации и, возможно, изображают созвездия.
    Сооружение фигур потребовало усилий многих поколений, сети рисунков накладываются друг на друга. Для сложных рисунков существовали какие-то вспомогательные построения типа фиксированных пропорций, о чем свидетельствуют следы добавочных прямых линий.

Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому