Архитектура второй половины XVI — первой половины XVII в. Архитектура культовых зданий. Церкви XV—XVII вв. Залужье, Субботов, Каменец-Подольский, Дрогобыч, Львов. Потеличи Колокольня. Львов Каплица Трех Святителей - История архитектуры

Поиск
Перейти к контенту

Главное меню:

Архитектура второй половины XVI — первой половины XVII в. Архитектура культовых зданий. Церкви XV—XVII вв. Залужье, Субботов, Каменец-Подольский, Дрогобыч, Львов. Потеличи Колокольня. Львов Каплица Трех Святителей

Архитктура России, Украины и Белоруссии XIV-первая половина XIX вв. > Архитектура Украины > Архитектура второй половины XVI — первой половины XVII в.
    Архитектура культовых зданий. Архитектура культовых зданий и монастырей наиболее полно отражает творческое своеобразие архитектурных школ, сложившихся в различных районах Украины, взаимосвязь между народным и профессиональным зодчеством, черты самобытности украинской архитектуры.
    Конец XVI — начало XVII в. характеризуются взаимным влиянием архитектуры деревянных и каменных церквей, проявившимся прежде всего в общности принципов их объемно-пространственных построений.
    Простейшему типу деревянного храма — «хатному» — в каменном зодчестве соответствовал храм, основное, вытянутое в плане, помещение которого перекрыто сводом; к торцам помещения примыкают пониженные объемы апсиды и притвора. Примерами сооружений такого типа могут быть церкви Преображения в Залужье (1600) и в монастыре Подгора близ Теребовли (XVI—XVII вв.), Ильинская церковь в Субботове (1653) и Михайловская в Переяславе-Хмельницком. Несмотря на общность плана, каждая из этих церквей имеет свои композиционные и стилевые особенности. Если внешний облик церквей в Залужье и Теребовле строги монументален, то в Субботовской церкви он оживляется криволинейными фигурными фронтонами — щипцами крыши. Еще наряднее Михайловская церковь в Переяславе-Хмельницком (1646—1666). Ее фасады украшают богатые пластикой венчающий карниз и оконные наличники.
Церкви XVI—XVII вв.
Церкви XVI—XVII вв.
1 — Сулимовка (Киевской обл.), Покровская церковь, 1622—1629 гг.; 2 — Залужье (Тернопольской обл.), Преображенская церковь, 1600 г.; 3 — Новгород-Северский (Черниговская обл.), Петропавловская церковь, XVI—XVII вв.; 4 — Субботов (Черкасской обл.), церковь Богдана Хмельницкого, 1653 г.; 5— Молченский монастырь, Сумской обл., собор Флора и Лавра, конец XVI — начало XVII в.
    Трехчастный храм с одной, а чаще — с тремя главами едва ли не самый характерный тип украинских церквей. Судя по описаниям Павла Алеппского, деревянные храмы того времени были трехсрубными одноверхими или трехверхими и пятисрубными одноверхими или пятиверхими. Первый тип на Среднем Приднепровье был наиболее распространенным, в то время как второй, по-видимому, лишь начал применяться. Павел Алеппский отмечает характерную особенность виденных им храмов — стройность и вытянутость их объемов, что впоследствии также будет свойственно деревянному культовому зодчеству Среднего Приднепровья.
    Трехсрубные одноглавые и трехглавые церкви, относящиеся к первой половине XVII в., изображены на гравюре (1691) Дионисия Синькевича, где дан общий вид Креховского монастыря (1619—1658) с его каменными стенами с башнями и комплексом строений — кельями, службами, палатой настоятеля, колокольней и двумя деревянными церквами. Главный храм состоит из трех срубов. Центральный сруб выше остальных и завершается восьмигранными барабанами, увенчанными сферическими куполами с развитыми маковками. Вокруг церкви и колокольни обходят крытые галереи — «опасания».
Церкви XVII вв.
Церкви XVII вв.
1 — Каменец-Подольский, Крестовоздвиженская церковь, XVII в.; 2 — Крехов (Львовской обл.), церковь Параскевы, 1658—1724 гг.; 3 — Дрогобыч (Львовской обл.), церковь Юра, вторая половина XVII в., и ее колокольня
   Помимо восьмигранных сферических куполов трехсрубные церкви завершались также и шатрами (Крестовоздвиженская церковь на Карвасарах в Каменце-Подольском, XVII в.) — крутыми двускатными крышами с полицами или массивными луковичными верхами. Такие верхи можно видеть в церкви Юра в Дрогобыче (вторая половина XVII в.), где их массивность подчеркивается контрастом с маленькими пятигранными прирубами с боков среднего четверика и двухъярусной аркадой с запада, заменившей «опасание». Таким же массивным верхом увенчана и колокольня, которой нависающий ярус звона и сужение кверху четверика придают сходство с крепостной башней. Еще проще и строже более старая (XVI в.) колокольня в Потеличах.
Потеличи (Львовской обл.). Колокольня, XVI—XVII вв.
Потеличи (Львовской обл.). Колокольня, XVI—XVII вв.
    Широкое распространение трехсрубного трехглавого храма в деревянном зодчестве оказало влияние и на каменное строительство, примером чему может служить каменная церковь Благовещенья в г. Городке (1540—1600). Стены церкви выложены из камня, своды кирпичные. В плане она состоит из центрального прямоугольника, к которому примыкает притвор также прямоугольной формы и полуциркульная алтарная апсида. Здание венчают три сферических купола на небольших световых барабанах. Принцип ее композиции свидетельствует о деревянных прототипах, вместе с тем архитектура скромных, но умело скомпонованных порталов говорит о знакомстве создавших ее мастеров с классической ордерной системой.
    Значительную роль в борьбе против католической церкви играли православные братства, что проявилось также и в строительстве церквей. Ими строятся в это время кроме упомянутой церкви в Городке монументальные каменные церкви и другие здания во Львове, Луцке, Каменце-Подольском и других городах.
Церкви XVI вв.
Церкви XVI вв.
1 — Каменец-Подольский (Хмельницкой обл.), Петропавловская церковь, XV—XVI вв.; 2 — Львов, Пятницкая церковь, 1644 г.; 3 — Гусятин (Тернопольской обл.), церковь Онуфрия, вторая половина XVI в.; 4 — Нижанковичи (Львовской обл.), Троицкая церковь, XVI в.; 5 — Бучач (Тернопольской обл.), Николаевская церковь, 1610 г.
    Примером строительной деятельности братств может служить также архитектурный ансамбль Успенской церкви во Львове, состоящий из самой церкви, построенной при участии архитекторов Павла Римлянина, Войцеха Купиноса и Амвросия Прихильного в 1591—1631 гг., часовни Трех Святителей (около 1578; верхи перестроены в 1671 г.), принадлежащей предположительно творчеству Петра Красовского, и колокольни «Вежи Корнякта», построенной архитектором Петром Барбоном в 1572—1578 гг. Весь архитектурный комплекс был построен на средства Львовского братства при поддержке со стороны русских царей и молдавских господарей, содействовавших братству в его культурно-просветительной и религиозной деятельности.
Церкви XV—XVI вв.
Церкви XV—XVI вв.
Львов. 1 — Успенская церковь, 1591—1631 гг., архитекторы Павел Римлянин, А. Прихильный, В. Купинос; 2 — каплица Трех Святителей, 1578—1671 гг.
    Особенности местного зодчества сказались прежде всего в объемно-пространственной композиции церкви и часовни, в которых нашел яркое воплощение тип украинской трехсрубной трехглавой церкви.
   Успенская церковь состоит из размещенных по оси запад — восток притвора, основного объема, расчлененного на три части двумя парами столбов, и апсиды. Архитектурная идея украинского трехсрубного трехглавого деревянного храма была положена в основу объемно-пространственной композиции Успенской церкви, однако в интерьере она не нашла логического завершения, свойственного приемам деревянного зодчества, — при пяти членениях плана церковь завершается тремя куполами — через одно пространственное членение. В обработке фасадов и интерьера церкви использована ренессансная ордерная система. Фасады церкви расчленены пилястрами тосканского палладианского ордера, между которыми вписаны плоские арочные ниши с окнами, высоко поднятыми над землей. Вместе с мощным карнизом, венчающим здание, весь этот строгий декор придает ему величественный и монументальный вид. К северному фасаду церкви примыкают часовня Трех Святителей и колокольня, составляющие с ней единую композицию.
    Часовня Трех Святителей, прямоугольная в плане, не имеет внутренних столбов и пилястр. Единое внутреннее пространство часовни условно членится в поперечном направлении на три части, перекрытые тремя плотно стоящими друг к другу двухъярусными световыми восьмериками. В общем объемно-пространственном решении и силуэте здания и в его интерьере, включающем пространство восьмериков, сказалось влияние деревянного народного зодчества Украины того периода. Главный фасад часовни, расчлененный пилястрами на три части, в средней, более широкой, имеет входной портал, покрытый богатым резным растительным орнаментом, в боковых — полуциркульные окна, обрамленные наличниками.
Львов. Каплица Трех Святителей. Тернополь. Христорождественская церковь, 1596—1598 гг.
Львов. Каплица Трех Святителей. Тернополь. Христорождественская церковь, 1596—1598 гг.
 
??????.???????
???????@Mail.ru
Copyright 2016. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню