Архитектура Турции XVI—XVII вв. Стамбул Мечеть Ахмедие, Мечеть Ени - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Архитектура Турции XVI—XVII вв. Стамбул Мечеть Ахмедие, Мечеть Ени

Архитектура Турции XII — XIX вв. > Архитектура Турции XVI—XVII вв.
Напишем
    На культовое зодчество XVII в. оказало большое влияние наследие предшествующего века. Ученики Синана, среди которых наиболее талантливым был Мехмед-ага, создали интересные и значительные произведения, работая в традициях своего учителя. Высокий уровень архитектуры еще сохранялся, но дальнейшего ее развития не было.
    Мехмед-ага, уроженец Румелии (Европейской Турции), был приведен в 1562—1563 гг. в Стамбул по янычарскому набору девширме. Став янычаром, он сначала нес службу в охране мавзолея Сулеймана, а затем стал обучаться прикладному ремеслу в дворцовых мастерских, где на него обратил внимание Синан. По совету Синана Мехмед-ага изготовил подарок султану Ахмеду, за который был удостоен придворной должности. В новом чине он побывал в Египте, Аравии и Македонии, а затем, постоянно получая повышение по службе, стал, наконец, главным архитектором султана после смерти Далгыч-аги.
    Самое значительное произведение Мехмеда-аги — мечеть Ахмедие, — построенная в Стамбуле в 1609—1617 гг. в традициях классического стиля. Прообразом для нее послужила мечеть Шах-заде. Повторяя в основном ее план и общую композицию, архитектор увеличил размеры здания и внес во внешний облик и интерьер новые черты и детали.
    Он возвел шесть стройных минаретов, окружив более высокими молитвенный зал, а двумя закрепив углы находящегося перед мечетью двора. Открытые невысокие галереи тянутся вдоль боковых фасадов двора и оформляют вход в молитвенный зал. Под ними устроены фонтаны. Введя еще одну пару минаретов, архитектор подчеркнул масштаб мечети в целом, усилил в силуэте звучание большого объема двора.
Стамбул. Мечеть Ахмедие, 1609—1617 гг., архитектор Мехмед-ага. Общий вид
Стамбул. Мечеть Ахмедие, 1609—1617 гг., архитектор Мехмед-ага. Общий вид
Стамбул. Мечеть Ахмедие. Интерьер
Стамбул. Мечеть Ахмедие. Интерьер
    Центральный купол молитвенного зала диаметром 23,5 м покоится на огромных арках, поддерживаемых четырьмя мощными колоннами диаметром 5 м; арки тройных экседр в полукуполах, купола в угловых частях опираются не на стены, а на свободно стоящие колонны, соединенные вдоль боковых стен легкими низкими аркадами. Обилие стройных опор, арок, отнесенных от стены, за которыми раскрывается свободное пространство, придают архитектуре интерьера легкость и праздничность. Этому способствуют и многочисленные большие окна, прорезанные тремя ярусами в стенах, экседрах, полукуполах и куполе.
Стамбул. Мечеть Ахмедие, 1609—1617 гг., архитектор Мехмед-ага. План
Стамбул. Мечеть Ахмедие, 1609—1617 гг., архитектор Мехмед-ага. План
    Красочно и обильно убранство зала, в котором преобладает майолика с зелеными и бирюзовыми орнаментами на белом фоне. Ею облицованы все стены и верхняя часть центральных колонн. Около двух из них, стоящих у входа, устроены фонтаны. В мраморный резной михраб мечети вправлен кусок черного камня Каабы. Известный каллиграф Касим Губари украсил мечеть щитами с надписями.
Стамбул. Мечеть Ени, 1597—1663 гг., архитекторы Давуд-ага, Далгыч Ахмед Чавуш, Мустафа-ага. Общий вид
Стамбул. Мечеть Ени, 1597—1663 гг., архитекторы Давуд-ага, Далгыч Ахмед Чавуш, Мустафа-ага. Общий вид
    Если внешний облик и особенно интерьер Ахмедие отличаются оригинальностью, то мечеть Ени (1597—1663 гг.) всецело повторяет классические образцы. Строили ее поочередно архитекторы Давуд-ага, Далгыч Ахмед Чавуш и Мустафа-ага. Эталоном послужила мечеть Шах-заде, от которой интерьер молитвенного зала, отличается лишь введением узкой арочной галереи на колоннах вдоль стены с главным входом, как в мечети Ахмедие. Центральный купол диаметром 17,5 м поставлен на арки, опирающиеся на массивные крестообразные устои. В объемной композиции также сильно влияние мечети Синана; угловые купола, полукупола, разгрузочные башенки контрфорсов уступами поднимаются к центральному куполу высотой 36 м; два трехъярусных минарета стоят на стыках зала с двором.
    Для декора использованы мрамор и изразцы. Майолика с тонкими растительными орнаментами в бирюзовых, белых и зеленых тонах покрывает стены до пышного сталактитового карниза, и на ту же высоту — центральные столбы; резные мраморные сталактиты украшают полукупола мечети; порфировые колонны поддерживают султанскую ложу; мраморные ажурные двери ведут в мечеть из покоев султана. Особенность оформления здания — большое количество резного камня. Архитектура мечети имеет несомненную ценность. Однако, лишенная в общем новых черт, она является только повторением, хотя и мастерским, достижений предшествующего века.
    Сооружения XVII в. не внесли нового в развитие планировки, конструкций, композиции. Архитектурно-декоративное же искусство того периода находилось еще в расцвете. Особенно высокого художественного уровня достигли многоцветные майолики с тонкими растительными орнаментами, заполняющие интерьеры крупных мечетей и мавзолеев. Если в мозаичных наборах сельджукского и раннего османского периодов были заметны явные влияния Азербайджана, Ирана и Средней Азии, то в характере узоров и колорите майолик XV—XVII вв. проявлялись национальные черты.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому