Архитектура Турции XII—XIII вв. Общественные бани. Мечети Ала-ад-Дина Конья, Нигде - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Архитектура Турции XII—XIII вв. Общественные бани. Мечети Ала-ад-Дина Конья, Нигде

Архитектура Турции XII — XIX вв. > Архитектура Турции XII—XIII вв.
    Общественные бани (каплыджа, хаммам) были широко распространены в Турции, как и на всем Востоке. Помимо своего функционального назначения, они служили своеобразным местом для отдыха и дружеских бесед. Чаще бани имели два идентичных по планировке отделения — мужское и женское (сдвоенные бани), которые, как правило, смыкались продольными стенами. Строились бани одинарные, работавшие посменно. В каждое отделение входило три помещения, с постепенным повышением температуры в них.
    Помещение, расположенное за входом, камеджах — с мраморным полом и часто с фонтаном в центре предназначалось для раздевания. За ним находился согуклик, где посетители привыкали к теплу, отдыхали, им делали массаж. Последний зал для мытья строился восьмиугольным с нишами по периметру, в которых находились краны с водой. Из ранних известны каплыджа в Илгине (1236 г.) и Абид Челеби (1283—1338 г.), стены которых сложены из рваного камня, а купол и своды — из кирпича.
    Из культовых зданий в сельджукский период возводились многочисленные мечети, медресе и мавзолеи. Мечеть строилась в виде большого прямоугольного многоколонного зала, иногда с двором перед ним, обнесенным только стеной и без галерей по периметру. Первоначально залы перекрывались плоскими кровлями на деревянных колоннах. В провинциях такие покрытия мечетей сохранялись и в XIV в. Примером может служить мечеть Махмуд-бея (1366 г.) в Касаба близ Кастамону, в которой деревянные столбы, балки и потолок покрыты росписью. Однако уже с XII в. каменные колонны или столбы стали соединять арками, продолжая делать деревянное перекрытие.
    Как правило, в кровле, в центре или ближе к входу, оставляли квадратное отверстие или возводили световой фонарь. Под ним устраивали фонтан, например, в мечетях Улу-джами в Эрзуруме (1179 г.) и Хуанд в Кайсери (1237 г.). Уже с XII в. заметна тенденция подчеркивать композицией мечети направление на Мекку. Это достигалось расширением интерколумний двух средних рядов колонн (мечеть Улу-джами в Эрзуруме, 1179 г., Улу-джами в Афоне, 1272 г.) и возведением небольшого купола над предмихрабной частью (мечеть Данишменд Улу-джами в Кайсери, 1140 г.).
    Среди сохранившихся ранних мечетей наиболее значительная мечеть Ала-ад-Дина в Конье (1156—1220 гг.). На ее обнесенной каменными стенами территории неправильной прямоугольной конфигурации находятся собственно мечеть, два мавзолея и небольшое кладбище. Мечеть занимает всю южную половину сооружения и как бы расчленена на три части. Центральное пространство перед михрабом перекрыто куполом, опирающимся через арки на столбы, а вокруг него — сводами. Боковые части разделены рядами аркад на мраморных колоннах, протянутых параллельно михрабной стене. Они держат деревянные перекрытия с земляной кровлей.
Конья. Мечеть Ала-ад-Дина, 1156—1220 г. Общий вид;
Конья. Мечеть Ала-ад-Дина, 1156—1220 г. Общий вид;
1 — Конья. Мечеть Ала-ад-Дина, 1156—1220 г. План; 2 — Дивриги. Мечеть Улу-джами, 1229 г. План;
1 — Конья. Мечеть Ала-ад-Дина, 1156—1220 г. План; 2 — Дивриги. Мечеть Улу-джами, 1229 г. План;
3 — Нигде. Мечеть Ала-ад-Дина, 1224 г. План.
3 — Нигде. Мечеть Ала-ад-Дина, 1224 г. План.
    Купол мечети двойной; переход к внутреннему куполу от квадрата осуществлен с помощью своеобразного карниза из треугольных плоскостей. Внешний шатровый купол сложен из камня и поставлен на барабан. Два каменных мавзолея во дворе мечети центрические, многогранные в плане, по типу башенных мавзолеев Азербайджана, один из них — тюрбе Клыч Арслана — имеет шатровый купол.
    Минарет построен в XIII в. Мечеть поставлена на невысоком холме; ее длинные каменные фасады придают зданию суровую монументальность. Возвышающийся над ними купол подчеркивает протяженность стен и в то же время служит центром объемной композиции здания, которая получила с возведением минарета и необходимый высотный акцент, и живописную асимметричность.
    Небольшие вкрапления резьбы по камню украшают входные порталы мечети и мавзолеев. В интерьере мечети декор сосредоточен в михрабной части. Стена вокруг михраба и карниз под куполом облицованы мозаикой мастером Омером Юсуфом из Хараджа. Мраморный михраб имеет вид небольшого портала, капители колонок по его бокам и верх украшены сталактитами. В архитектуре интерьера мечети основную роль играют ряды колонн и аркад, которые подчеркивают размеры помещения и создают пространственную перспективу.
    С середины XII в. наряду с мечетями с плоской кровлей стали возводить и мечети со сводчатыми перекрытиями. В таких зданиях значительно уменьшается количество столбов, расширяется центральный неф, часть которого перекрывается куполами. В мечети Ипликчи в Конье (1162 г.) столбов, несущих своды, 12, а по оси помещения возведено три сферических купола. В мечети со спиральным минаретом в Амасье (1237—1247) и Хаджи Килинч в Кайсери (1250 гг.) расширен центральный неф.
    В мечети Ала-ад-Дина в Нигде (1224 г.) всего восемь столбов, по два в ряд; пространство перед михрабной стеной перекрыто тремя куполами, а остальное — сводами. Эта мечеть интересна и тем, что ее интерьеры, как и фасады, облицованы тесаным камнем. Портал украшен резьбой. Переход к двум полусферическим куполам и третьему восьмигранному осуществлен с помощью сталактитовых тромпов. Монументальна каменная архитектура интерьера. Массивные стрельчатые арки, поверхность которых обработана в виде строенных валиков, опираются на низкие столбы. Только тромпы, михраб и стена вокруг него украшены резьбой; остальные поверхности оставлены в гладком камне, крупные блоки и фактура которого придают интерьеру торжественность и суровость.
Напишем
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому