Архитектура Средней Азии XVI—XVII вв. Бухара Ансамбль Ляби-Хауз, Мечеть Магоки-курпа - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Архитектура Средней Азии XVI—XVII вв. Бухара Ансамбль Ляби-Хауз, Мечеть Магоки-курпа

Архитектура Средней Азии > Архитектура Средней Азии XVI—XVII вв.
    В XVI в. достигло кульминации развитие сводчато-купольных систем, идеальное выражение получили тонкие оболочки на прочной и красивой системе нервюр.
    Среди разнообразных видов сооружений уже намечается типизация строительства. В области декора возникло понятие сборности, блока, массовости.
    Для зодчества XVI в. характерен цельный и своеобразный стиль, хронологически ограниченный рамками одного столетия, который следует рассматривать как прогрессивное явление в истории архитектуры Средней Азии.
    Попытки Абдулла-хана создать централизованную державу не нашли прочной базы в экономике страны, подорванной сокращением земледельческого хозяйства. После смерти Абдулла-хана к власти пришла родственная династия Аштарханидов. Возобновившийся с новой силой политический распад мешал бухарским ханам сопротивляться внешним врагам. Границы государства суживаются — отпадают Герат, Хорасан, северные области страны. Феодальные распри еще более способствовали хозяйственному упадку. К концу правления Аштарханидов бухарское ханство фактически состояло из ряда почти независимых владений.
Напишем
    Ремесло в городах в то время стояло на высоком уровне. По-прежнему велась оживленная торговля с Московским государством, Ираном, Индией и Китаем. Культура продолжала традиции XVI в.
    Строительству XVII в. свойственны большой размах и смелые замыслы. Возводятся крупные, подчас богато декорированные здания, создаются городские ансамбли. В частности, главные городские ансамбли Бухары и Самарканда (Ляби-Хауз и Регистан) сложились в теперешнем виде именно в то время. Однако зодчие XVII в. не создают новых решений ни в конструкции, ни в формах, ни в декоре: все это заимствовано из опыта прошлых столетий иногда в усложненном и развитом (сталактиты), иногда в огрубленном и менее совершенном выполнении (майолика и мозаика). Это еще не упадок, но уже застой творческой мысли.
    Строились преимущественно культовые здания, главным образом в двух центральных городах Мавераннахра — Бухаре и Самарканде. В это время деление на школы углубляется — каждая из них следует собственной исторической традиции, вплоть до копирования образцов предшествующих столетий.
    Бухара остается столицей государства Аштарханидов. На средства, полученные от налогов и торговли, в XVII в. продолжается интенсивная застройка города, возводятся отдельные здания и целые ансамбли. Среди них много интересных по композиции и планировке сооружений. Однако зодчие того времени сравнительно мало используют достижения времени Абдулла-хана, обращаясь по преимуществу к более ранним эпохам. Так, например, строители нередко отказываются от испытанной и красивой системы пересекающихся арок и ставят купол на тромпах; возрождается отвергнутая во второй половине XVI в. техника резной глазурной мозаики, иногда используется и кундаль; не видно декоративных куполков с имитацией фигурной кладки. Все же строители не пытаются восстановить внешнюю оболочку купола.
    Наиболее значительная из построек ансамбля Ляби-Хауз — медресе Кукельдаш — появилась еще в XVI в. Комплекс образовался при сооружении ханаки (1619—1620 гг.) и хауза, к которым скоро добавилось медресе (1622—1623 гг.). Постройки носят имя Надира Диван-Беги, визиря имам Кулихана, по инициативе которого они возведены, а весь ансамбль получил название Ляби-Хауз («на берегу хауза» или «вокруг хауза»). В условиях скученной застройки феодального города это была значительная площадь между двумя параллельными улицами, расположенная в непосредственной близости к торговой магистрали, где кипела деловая жизнь.
Бухара. Ансамбль Ляби-Хауз. План, XVI—XVII вв.
Бухара. Ансамбль Ляби-Хауз. План, XVI—XVII вв.
1 — медресе Кукельдаш; 2 — медресе Диван-Беги; 3 — ханака Диван-Беги; 4 — хауз
    Хауз Диван-Беги, самый большой из водоемов Бухары и Самарканда, размерами 42x36 м, глубиной до 5 м вмещал до 4323 м3 воды. Его ступенчатые стенки сложены из крупных каменных блоков. Очертания плана со срезанными углами, характерные для хаузов Бухары, имели конструктивное значение. Устройство хаузов и конструирование их стенок, укрепляемых деревянными связями, подсыпкой камня и трамбовкой, составляли высокоразвитую отрасль строительного дела. Бухарские хаузы наполнялись из арыков, но стока не имели. Мраморные водосливы, украшенные резным орнаментом, нередко изображали голову льва или дракона.
    Небольшая по размерам ханака Диван-Беги принадлежит к типу зданий с односторонней ориентацией (в первую очередь этого требовали задачи ансамбля). Два боковых фасада оформлены арочными входами и системой меньших арок, задний, замкнутый прилегающей застройкой, остался глухим. Фланкирующие башенки узкого главного фасада придают некоторую монументальность этой небольшой постройке, закрепляя ее обращенный к площади фронт. Купол одинарный на тромпах и системе щитовидных парусов. По фасаду размещены мозаичная надпись кругом портала и мозаики в тимпанах, почти исчезнувшие.
    Медресе Надир Диван-Беги строилось в качестве караван-сарая и лишь впоследствии превращено в медресе. Все в плане и формах здания выдает его изначальные функции: в нем нет ни одной характерной для медресе части — двор окружен одними худжрами, отсутствуют обычные мечеть и аудитория, нет дворовых айванов. Более того, вход не раздваивается, а узкий коридор в глубине здания, видимо, связывал двор со стойлами для лошадей и верблюдов. В постройке интересен сюжет изразцовой мозаики в тимпанах портала, изображающий аистов и ланей. Остатки мозаики видны на боковых фасадах двора.
    К наиболее интересным произведениям XVII в. относится мечеть Магоки-курпа (1637 г.) близ купола Тельпак-Фурушон. Это здание примечательно тем, что делится на два этажа. В первом этаже квадратные пилоны несут купола на щитовидных парусах с ганчевой штукатуркой, во втором девять куполов опираются на четыре столба октогонального сечения.
    Три из этих девяти куполов сталактитовые, причем посреди зала и над михрабом сталактиты покрыты росписью, остальные купола на щитовидных парусах. Главный купол поднят на очень высоком и узком барабане. Нижний этаж мечети наполовину скрыт уровнем грунта (отсюда и название Магок — «подземная»). Вниз ведут ворота, наверх — боковые входы. Поливные облицовки здания не сохранились, и обнаженная кирпичная кладка делает его внешне непривлекательным.
Бухара. Мечеть Магоки-курпа, 1637 г. Разрез, планы 1-го и 2-го этажей
Бухара. Мечеть Магоки-курпа, 1637 г. Разрез, планы 1-го и 2-го этажей
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому