Архитектура Средней Азии конца XIV—XV вв. Шахрисабз Мавзолей Гумбази-Сейидан. Самарканд Мавзолей Казы-заде Руми. Медресе Улугбека - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Архитектура Средней Азии конца XIV—XV вв. Шахрисабз Мавзолей Гумбази-Сейидан. Самарканд Мавзолей Казы-заде Руми. Медресе Улугбека

Архитектура Средней Азии > Архитектура Средней Азии конца XIV—XV вв.
Напишем
    В первой половине XV в. продолжается строительство мавзолеев с куполом на арочных и на балочных парусах. В первых — мастера повторяли планировку и структуру сооружений рубежа XIV—XV вв. Таков мавзолей Гумбази-Сейидан в Шахрисабзе.
    Уникальны орнаментальные росписи его интерьера, выполненные в основном синей краской по белому грунту. Несложные узоры написаны свободно от руки тонкой кистью в графической манере, характерной для первой половины XV в. Кое-где они оживлены точками твореного золота, а в орнаментах на куполе введен еще дополнительно красный цвет, как и в мечети Кок-Гумбаз.
    В мавзолеях с куполом на балочных парусах все сильнее проявляется тенденция к стройности пропорций и в силуэте, и в интерьере. Особенно это заметно в усыпальнице Казы-заде Руми в некрополе Шахи-Зинда, где высота внутри в 2,5 раза превышает поперечник. Мавзолей состоит из двух купольных зданий, поставленных рядом по оси север — юг и сообщающихся между собой, — миниатюрной гурханы (усыпальница) с закрытым склепом и зиаратханы (помещение для поминального обряда).
Шахрисабз. Мавзолей Гумбази-Сейидан, первая половина XV в.
Шахрисабз. Мавзолей Гумбази-Сейидан, первая половина XV в. Фрагмент резной двери, фрагмент орнаментальной росписи
Самарканд. Мавзолей Казы-заде Руми, 30-е годы XV в.
Самарканд. Мавзолей Казы-заде Руми, 30-е годы XV в. Общий вид, сталактитовый купол, разрез, план, ниша
    Зодчие добились большой выразительности силуэта, при одной композиционной схеме каждое из зданий наделено уникальными чертами; они разнятся своей массой, высотой, пропорциями. Массивная большая зиаратхана противопоставлена изысканному объему гурханы. Мавзолей эффектно поставлен на склоне холма Афрасиаб и рассчитан на обозрение в разных ракурсах, его купола видны издали.
    Интерьеры этого сооружения тоже как бы противопоставляются друг другу. Просторная, высокая зиаратхана с величественными широкими нишами на осях здания контрастирует с камерной уютной гурханой, необычайно утонченной по пропорциям и убранству. Весь верх гурханы (стены, ниши, купол) заполнен изящными мелкими сталактитами с очень сложным и глубоким рельефом. Игра света и тени делает купол сказочно легким, парящим в воздухе.
Самарканд. Шахи-Зинда. На переднем плане Мавзолей Казы-заде Руми, 30-е годы XV века.
Самарканд. Шахи-Зинда. На переднем плане Мавзолей Казы-заде Руми, 30-е годы XV века.
    Внизу стены обрамлены, панелью из мелких бирюзовых плиток, а выше все плоскости покрыты кружевом мелкой синей росписи по белому ганчевому грунту. Простые ее узоры — сетки из шестиугольников, спирали, звезды, равноконечные кресты, небольшие деревца — исполнены в графической манере. Они органично сливаются с архитектурой интерьера. Оживляя белые плоскости, лишая их сухости, росписи придают интерьеру гурханы легкость и красоту.
    Особняком в зодчестве Самарканда первой половины XV в. стоит небольшой мавзолей «Восьмигранник» в некрополе Шахи-Зинда. Стрельчатые проемы во всех стенах придают зданию вид ротонды. Мавзолей очень удачно вписан в ансамбль средней группы. Его архитектурные формы не характерны для самаркандского зодчества, а близки мавзолеям Азербайджана и Хорезма башенного типа. Однако декор — изразцовые мозаики и роспись купола внутри — выдержан в характерном для того времени местном стиле.
    К началу XV в. сложился среднеазиатский тип медресе с большим двором, по периметру которого расположены в два этажа худжры, а на осях — сводчатые айваны; в угловых частях главного фасада обычно помещаются мечеть и дарсхана. Вход во двор оформляет портал, а углы здания закрепляют минареты.
    Улугбек, проявлявший заботу о повышении уровня науки в стране, построил три медресе — в Бухаре (1418 г.), Самарканде (1417—1420 гг.) и Гиждуване (1437 г.), в которых сохранена эта схема. Особенность бухарского медресе составляет своеобразное решение главного фасада как двухъярусных арочных лоджий, соответствующих находящимся за ними худжрам. Такая трактовка главного фасада станет распространенной в XVI и XVII вв.
Самарканд. Медресе Улугбека, 1417—1420 гг. Общий вид; Бухара. Медресе Улугбека, 1418 г. Главный фасад
Самарканд. Медресе Улугбека, 1417—1420 гг. Общий вид; Бухара. Медресе Улугбека, 1418 г. Главный фасад
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому