Архитектура Средней Азии конца XIV—XV вв. Самарканд Обсерватория Улугбека, Мавзолей Ширин-бика-ака. Шахрисабз Ансамбль Дорус-Сиадат - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Архитектура Средней Азии конца XIV—XV вв. Самарканд Обсерватория Улугбека, Мавзолей Ширин-бика-ака. Шахрисабз Ансамбль Дорус-Сиадат

Архитектура Средней Азии > Архитектура Средней Азии конца XIV—XV вв.
    О монументальных гражданских постройках времени Тимура, кроме дворцов и торгового Тима, пока ничего неизвестно. При Улугбеке же было сооружено несколько крупных зданий различного назначения; ни одно из них не сохранилось. На Регистане около медресе были построены так называемые бани Мирзы с полом из различных пород камня.
    Самая интересная из гражданских построек Улугбекаобсерватория, свидетельствующая о высоком уровне науки и культуры того времени, от которой теперь сохранились лишь подземная часть секстанта да фундаменты, вскрытые археологами. Здание было трехэтажное, круглое в плане, с радиусом больше 40 м. Здесь были созданы знаменитые астрономические «Тургановы таблицы», которыми пользовались на Востоке и Западе вплоть до XVIII в.
Самарканд. Обсерватория Улугбека, первая половина XV в.
Самарканд. Обсерватория Улугбека, первая половина XV в. Секстант, разрез, план
    Развитая торговля требовала продолжения строительства в городах караван-сараев и на дорогах — рабатов. Но на территории Средней Азии их остатков пока не обнаружено.
    В областях, где был недостаток речной воды, сооружались крытые куполом резервуары для хранения атмосферной воды — сардоба, например сардоба середины XV в. в центре крепости Анау с максимальной вместимостью 200 тыс. литров воды.
    В Мерве, между Абдулла-хан-калой и древним городом, обнаружены снегохранилища-ледники — огромные, почти конические купола из сырцового кирпича, поставленные прямо на землю. Такой тип ледников обычен для Хорасана.
Самарканд. Мавзолей Ширин-бика-ака, 1385 г.
Самарканд. Мавзолей Ширин-бика-ака, 1385 г. Вид с севера, разрез, план, арочный парус
    В силу лучшей сохранности культовые и мемориальные сооружения более ярко характеризуют развитие монументального стиля архитектуры конца XIV—XV вв. Если мавзолей Туркан-ака и Эмир-заде, построенные в первые годы правления Тимура, еще целиком повторяют архитектурные формы и конструктивное решение своих предшественников XIII — начала XIVвв., то в мавзолее Ширин-бика-ака, построенном в некрополе Шахи-Зинда в 1385 г. для сестры Тимура, проявились новые тенденции.
    Мавзолей по размерам и структуре приближается к мавзолею Эмир-заде, но у него уже двойной купол, поднятый на 16-гранный барабан. Для декора портала (остальные фасады оставлены в простой кирпичной кладке) и барабана впервые в Самарканде применена майоликовая мозаика с тонким растительным орнаментом.
    Интерьер украшают стенные росписи и панель из изразцов, расписанных поверх глазури изящными золотыми узорами. Росписи были выполнены в синезолотой гамме. В основном это орнаментальные композиции, в которых использованы сильно стилизованные растительные мотивы. Исключение составляют панно на стенах с изображением стилизованных пейзажей с сороками, нарисованными вполне реалистично. Четыре окна в подкупольном барабане были забраны узорными ганчевыми решетками с красными, синими, оранжевыми, зелеными и бесцветными стеклами.
    Наряду с отдельными мавзолеями, такими как Бурундука в Шахи-Зинда и Рухабад (конец XIV в.), строились грандиозные царские усыпальницы. В Шахрисябзе был создан комплекс — Дорус-Сиадат. О его размерах дает представление сохранившийся величественный пилон входного портала, в который встроен купольный мавзолей сына Тимура Джехангира. Высокий четверик гробницы завершен конусообразным куполом на ребристом барабане.
Шахрисабз. Ансамбль Дорус-Сиадат, конец XIV в. план ансамбля, разрез и план склепа
Шахрисабз. Ансамбль Дорус-Сиадат, конец XIV в. план ансамбля, разрез и план склепа
Шахрисабз. Ансамбль Дорус-Сиадат, конец XIV в.
Шахрисабз. Ансамбль Дорус-Сиадат, конец XIV в. Пилон входного портала с мавзолеем Джахангира, интерьер мавзолея Джахангира
    В строительстве мавзолея, так же как и шахрисабского Ак-Сарая, очевидно, принимали участие хорезмские мастера, чем и объясняется необычная для Самарканда и Бухары форма покрытия. Однако интерьер усыпальницы выдержан в местном стиле. Тромпы, заполненные перспективными арочками, и ячеистые паруса, создающие переход к куполу, закрыты пышными декоративными сталактитами, от которых начинался ганчевый внутренний купол. Стены и сталактиты покрывала роспись с преобладавшим вызолоченным орнаментом на ультрамариновом фоне.
    На главной продольной оси комплекса, в противоположном от входа конце, размещалась усыпальница, предназначенная для Тимура. От нее сохранился лишь облицованный мрамором склеп, перекрытый низким куполом из каменных плит, и мраморный саркофаг.
Напишем
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому