Архитектура Средней Азии XI—XII вв. Бухара Минарет Калян. Дахистан Мечеть - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Архитектура Средней Азии XI—XII вв. Бухара Минарет Калян. Дахистан Мечеть

Архитектура Средней Азии > Архитектура Средней Азии XI—XII вв.
Напишем
    В Бухаре в период ее значения как столицы государства Караханидов была построена соборная мечеть с минаретом Калян, который сообщался со зданием мечети мостиком с крыши ее дворовой галереи. Мечеть до нашего времени не сохранилась.
    Мощный ствол минарета высотой в 45,6 м с нижним диаметром в 9 м господствует над городскими постройками. Непрерывно следующие по высоте ствола один за другим пояса плоской и рельефной кладки представляют собой образец великолепного орнаментального искусства XII в. Надпись на одном из поясов содержит имя Арслан-хана и дату строительства — 1127 г. Минарет, простоявший 800 лет без ремонта, может считаться выдающимся произведением и инженерного искусства.
Минарет Калян (Бухара), 1127 г. Общий вид, фрагмент фасада
Минарет Калян (Бухара), 1127 г. Общий вид, фрагмент фасада
1 — минарет Калян (Бухара), 1127 г. планы, разрез; 2 — минарет в Вабкенте, 11.96— 1197 гг. Планы и разрез
1 — минарет Калян (Бухара), 1127 г. планы, разрез; 2 — минарет в Вабкенте, 11.96— 1197 гг. Планы и разрез
    Минарету Калян близок по форме и орнаментации, но несколько ниже его (38,7 м) и стройнее минарет в Вабкенте (1196—1197 гг., Бухарский оазис).
    От рассмотренных минаретов отличаются внешним обликом минареты Мешхед-и Мисриана (средневековый Дахистан), сохранившиеся на высоту 20 м (вероятно, наполовину первоначальной). Более ранний из них (1102 г.) имеет несколько поясов узоров, сосредоточенных в верхней части. Другой минарет начала XIII в. у соборной мечети, возведенной последним хорезмшахом, также имел узорную кладку в верхней части (ныне не сохранилась). Он был усилен радиальными арчевыми прокладками по ребрам ступеней и деревянным кольцом из брусьев.
    Нередко достигавшая 40 м высота минаретов, не обусловленная их назначением, требовала специальных конструктивных устройств и правильного соотношения высоты и диаметра. Выделение сооружения на фоне городской застройки, большую часть которой составляло массовое жилище с глинобитными или сырцовыми стенами и плоскими крышами, как бы отмечало идеологическую значимость здания мечети.
Дахистан (Мешхед-и Мисриан, Туркменистан). Мечеть, нач. XIII в. Пилон портала
Дахистан (Мешхед-и Мисриан, Туркменистан). Мечеть, нач. XIII в. Пилон портала
    Сохранившиеся постройки XI—ХИ вв. в Средней Азии свидетельствуют о высоком уровне строительной культуры того времени у среднеазиатских народов. В этот период решался широкий круг вопросов, связанных со строительством: выбор и технология строительных материалов, организация строительных работ, статические и антисейсмические задачи. Широкое использование обожженного кирпича послужило быстрому прогрессу строительной техники. В прямой связи с этим стоит увеличение пролетов и размеров зданий, прочность конструкций. Решались такие инженерные задачи, как возведение купола (причем без опалубки) диаметром 17 м над мавзолеем Санджара, а также сооружение минаретов высотой более 40 м. Качество строительных работ сохранившихся построек — показатель подлинного мастерства.
    Число сохранившихся зданий было бы значительно больше и общая картина развития архитектуры еще ярче, если бы не произошла катастрофа — монгольское нашествие.
     Купольная структура зданий с восьмигранным барабаном на четверике, арочными и ступенчато-арочными парусами получила свое полное завершение и в таком виде удержалась до XV в. Утвердились типы культовых и общественных зданий, что не помешало разнообразию их архитектурно-художественного облика в различных областях страны. В этом отношении показательно сравнение мавзолея Санджара в Мерве и северного мавзолея из узгенского комплекса, датируемых серединой XII в. Между ними есть различие в размерах, в конструктивной схеме (четверик с галереей на его стенах в первом мавзолее и обыкновенный кубовидный объем во втором), в композиции (центричность и превалирование одной оси), в средствах художественной выразительности (кирпичный орнамент и резная терракота).
    Уничтожением монументального изобразительного искусства ислам обусловил развитие орнамента, что проявилось и в архитектурном декоре. Отмеченное различие в общей композиции построек влекло за собой и различную насыщенность декором. В архитектурных сооружениях северного Хорасана в противоположность постройкам Мавераннарха и Узгена решались главным образом объемно-пространственные задачи.
    Анализ построек убеждает в том, что зодчие уже в X в. пользовались модулем, принимая за него какой-либо элемент здания или, в некоторых случаях, единицу измерения длины. Необходимость в модульности диктовалась рабочим методом возведения зданий (разбивка в натуре, установление высот), что само по себе создавало соразмерность частей здания. Анализ пропорций показывает, что зодчие пользовались определенными соотношениями частей здания, часто беря за основу величину стороны квадрата купольного помещения.
    Только в конце периода монохромность внешнего облика построек нарушается включением покрытых голубой глазурью надписей (мечеть Магоки-Аттари, минарет Калян) или кирпичей (купол мавзолея Санджара, шатровые покрытия мавзолеев Фахр-ад-дин-Рази и Текеша).
    Каких-либо трактатов, содержащих теоретические воззрения зодчих того времени, нет. Средства же, которыми достигался высокий уровень художественного мастерства их творений, свидетельствует о творческом методе, обусловившем появление в этот период многих построек, включенных в сокровищницу мировой архитектуры.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому